Программа развития познавательных процессов у детей с ТНР (1)

I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Вопрос о формировании высших психических функций у детей с нарушениями речи достаточно актуален, это связано с тем, что чем больше выражено недоразвитие речи, тем более значительны отклонения в развитии
других психических функций [10].
Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и
других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции
и способности не даются детям от рождения. Они формируются под воздействием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в социуме. Поэтому, физиологическим субстратом человеческих психических
свойств являются не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы.
Все психические процессы и у детей — внимание, воображение, память, мышление — развиваются при обязательном участии речи [4,6,7].
У детей с нарушениями речи при отсутствии нужных коррекционных
мероприятий возможно замедление интеллектуального развития. При наличии у ребенка дефекта речи нарушаются коммуникации с окружающими,
круг представлений в связи с этим значительно сужается, темпы развития
мышления замедляются[2,3,10].
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребёнка одной из первых выдвинула Р. Е. Левина. Нарушения речевой деятельности приводят к задержанному развитию высших психических функций.
Это отражается на продуктивности мыслительных операций и на развитии
познавательной деятельности. Кроме того, речевое нарушение накладывает
отпечаток на формирование личности ребенка. Это все тормозит становление
его игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в развитии общего психического состояния, и затрудняет переход к более организованному учебному процессу[8].
Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» направлена на решение задач ФГОС дошкольного образования
и разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ (с
нарушениями речи).
Данная Программа составлена в соответствии с Примерной адаптированной образовательной программой коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 3 до 7 лет

под редакцией Н.В. Нищевой1, Программами дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи 2.
Программа составлена в соответствии с:
 Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012
г. N 237-ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования;
 Конвенцией ООН о правах ребёнка;
 Декларацией прав ребёнка;
 Основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения;
 Разработками отечественных учёных в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: обеспечение коррекции недостатков высших психических функций у детей с ОВЗ (с нарушениями речи) и оказание помощи
детям этой категории в освоении ООП ДОО, преодоление психологических
трудностей, мешающих восприятию и выработке познавательного интереса у
воспитанников с ОВЗ.
Задачи:
1. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие.
2. Стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной).
3. Организовать профилактическую работу (предупреждение) вторичных
отклонений в развитии и трудностей в обучении.
4. Обеспечить охрану и укрепление здоровья ребёнка.
В содержании программы учтены общие и специфические особенности
психического развития детей дошкольного возраста, необходимость взаимодействия целей и задач дифференциального и интегрированного обучения и
воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет.

1

Филичева Т.Б. Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи./ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и д.р. – М.: «Просвещение», 2009. – 272 с.
2

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В основу коррекционного обучения и воспитания по программе положены следующие принципы:
1. Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
2. Развитие высших психических процессов и опора на онтогенез.
3. Дифференцированный подход к детям с ОНР, имеющих различную
структуру речевых нарушений.
4. Связь речи с другими сторонами психического развития (воздействие на те психические особенности, познавательные процессы, которые прямо или косвенно препятствуют коррекции речевого дефекта).
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение
речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и
звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность
при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие составление всех компонентов языковой системы у детей с общим
недоразвитием речи (Филичева Т.Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов,
когда одни и тоже лепетные слова используются для обозначения разных
предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные
флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.
Практически отсутствует понимание категории числа существительных и
глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный
характер. Фонематическое развитие находится на начальном уровне. ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет
обиходной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений,
союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отме1.1.3.

чаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный
и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.
Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи
(большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При
этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов.
Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных
от существительных. По прежнему встречаются аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки при согласовании
прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или
смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять 3-х, 4-х сложные слова
вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений
слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития или нерезко выраженное общее
недоразвитие речи, выделяет Филичева Т.Б. характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения
слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. У
ребенка сохраняется недостаточная внятность речи и нечеткая дикция. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (уменьшительноласкательных, эмоционально-оттеночных, единичности). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Ребенок испытывает трудности при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что
обуславливает своеобразие связной речи. Особую сложность для детей этой
категории представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной
нормой особенности развития сенсомоторных, высших функций, психической активности.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:
 способность к сосредоточению;
 умения войти в общий ритм и темп работы и удерживать его в
течение занятия;
 умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;
 умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;
 возможности использования помощи партнера по работе.
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 5-8
лет с общим недоразвитием речи планируется с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и
психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями ООП ДО.
При организации работы в рамках программы должны учитываться:
1. Возрастные особенности детей;
2. Особенности развития познавательных процессов детей старшего
дошкольного возраста в норме;
3. Особенности развития познавательных процессов у детей 5 – 8 лет с
общим недоразвитием речи на основе результатов проведенного исследования;
4. Особенности развития психических процессов человека: развивая
один процесс, оказывается влияние на другие психические процессы.
1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

В конце учебного года дети осваивают умения:
 соотносить предметы с их качественными признаками функциональным
назначением;
 узнавать по словесному описанию, зрительному образу знакомые предметы;
 сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым
признакам;

 понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений
глаголов, именительного родительного, дательного и винительного падежей,
некоторых простых предлогов;
 воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную
структуру двух- трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
 правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов;
 графо-моторные навыки;
 элементарные навыки письма и чтения (печатания букв, слогов, слов и коротких предложений).
В программе использован тематический принцип подбора материала,
что обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе педагогического
коллектива группы. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная
«лексическая замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать каждую тему, пополнять словарь, развивать
лексико-грамматические навыки.

II. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность по коррекции познавательных процессов у детей с нарушениями речи.
Занятия по развитию познавательных процессов могут проводиться параллельно с основными занятиями 1 – 2 раза в неделю, с сентября по май.
Элементы занятий могут быть включены в групповые и индивидуальные занятия логопеда и воспитателя.
В связи с тем, что дети с ОНР не могут полноценно овладеть учебным
материалом на фронтальных занятиях со всей группой (сказывается отставание не только в развитии речи, но и всех познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., а также быстрая утомляемость и истощаемость). Поэтому для проведения занятий целесообразно делить группу на
подгруппы с учетом уровня речевого развития, а так же, учитывая особенности их общего и психического развития. Критерий объединения детей в подгруппы – схожесть уровня речевого развития и уровня развития познавательных процессов. Занятия должны быть связаны с темами недели в общем педагогическом процессе. Продолжительность занятий 20 мин. старшая группа,
25 мин. подготовительная к школе группе.
I период обучения.
Лексические темы: «Детский сад»; «Ранняя осень»; «Овощи. Огород»;
«Фрукты. Сад»; «Сад. Огород»; «Лес»; «Грибы. Ягоды»; «Игрушки»; «Поздняя осень. Подготовка животных к зиме»; «Перелетные птицы»; «Одежда.
Обувь».
II период обучения.
Лексические темы: «Зима»; «Зимующие птицы»; «Дом и его части»;
«Новогодний праздник»; «Зимние забавы»; «Мебель»; «Посуда»; «Продукты
питания»; «Транспорт» (легковой, грузовой, пассажирский; водный, воздушный, наземный); «День Защитника Отечества».
III период обучения.
Лексические темы: «День 8 марта»; «Моя семья»; «Весна»; «Домашние
животные»; «Дикие животные»; «Домашние и дикие животные»; «Наш город»; «Профессии»; «Части суток»; «Весенние работы в саду и в огороде»;
«День победы»; «Части тела»; «Растения. Насекомые»; «Лето».
Учитывая особенности развития, познавательных процессов: развивая
один процесс, мы оказываем влияние на другие, то есть невозможно разви-

вать какой-либо один познавательный процесс изолированно от других познавательных процессов.
В каждый период обучения проводится работа по развитию следующих
познавательных процессов:
- Развитие целостного восприятия предметов;
- Развитие зрительного внимания (переключаемости, концентрации, распределения);
- Развитие мышление (наглядно-действеного, наглядно-образного);
- Развитие зрительного гнозиса;
- Развитие зрительной памяти (слуховую, зрительную, двигательную);
- Развитие зрительно-моторной координации;
- Развитие кинестетических и тактильных ощущений;
- Развитие воображения;
- Развитие кинестетических и тактильных ощущений;
- Развитие внимания (зрительного, слухового).

План программы.
Неделя
1

Тема занятия
2

1-2-я
3-я

1. Ранняя
осень.

2. Ранняя
осень.

4-я

1. Детский
сад

Цели заданий
3
I П Е Р И О Д
Сентябрь
Обследование

Содержание
4

Развивать зрительную 1. Дидактическая игра «Найди
память,
мышление, отличия».
восприятие.
Найти отличия на двух картинках.
Развивать
внимание: 2. Дидактическая игра «Найди
концентрацию, распре- два одинаковых предмета».
деление, переключение. Детям предлагается таблица
из 12 предметов, найти два
Развивать воображение, одинаковых.
зрительно-моторную
3. Упражнение «Ковер из
координацию.
осенних листьев».
Выкладывание осенних лиРазвивать зрительное стьев на листе цветной бумавосприятие.
ги.
1. Упражнение «Разрезные
картинки».
Развивать мышление.
Собрать разрезную картинку
из 3-8 частей.
2. Дидактическая игра «Подбери ассоциации».
Подобрать слова, которые асРазвивать
внимание, социируются с картинками на
мышление.
осеннюю тематику.
3. Игра «Разведчики».
Ориентируясь на символы,
найти в группе спрятанный
предмет.
Развивать
целостное 1. Игра «Построй детский
восприятие предметов. сад».
Из геометрических фигур собрать здание «детский сад».
Развивать зрительное 2. Дидактическая игра «Что
внимание, переключае- лишнее?»

2. Детский
сад.

мость внимания, мыш- Найти лишние картинки
ление.
(предметы) не относящиеся к
детскому саду.
Развивать мышление, 3. Игра «Живой уголок».
зрительный
гнозис, Найти изображения животных
внимание.
на картинке с наложенными
друг на друга изображениями,
найти каждому животному
его дом.
Развивать
внимание, 1. Игра «Мой детский сад».
мышление.
Детям предлагается таблица
из 6 – 9 предметов, дети
должны назвать какие предметы есть в детском саду, а
какие – дома.
Развивать логическое 2. Игра «Что перепутал хумышление, зрительное дожник»?
внимание.
Предлагается картинки людей
разных профессий, работающих в детском саду, но с перепутанными деталями. Дети
должны найти нелепицы.
3. Игра «Кто больше запомнит?»
Детям последовательно, одну
за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, имеющихся в детском саду, которые они должны рассмотреть
и запомнить, а затем назвать,
кто что вспомнит.
Октябрь

1-я

1. Огород.
Овощи.

Развивать восприятие, 1. Упражнение «Сюжетные
наглядно-образное
картинки».
мышление.
Выкладывание
сюжетных
картинок в правильной последовательности.
Развивать кинестетиче- 2. Упражнение «Огород».

2. Огород.
Овощи.

2-я

1. Сад.
Фрукты.

2. Сад.
Фрукты.

ские и тактильные («Сухой бассейн»).
ощущения.
Собери овощи.
Развивать зрительную 3. Дидактическая игра «Назопамять.
ви, что было».
По памяти назвать предметы,
которые были извлечены из
сухого бассейна.
Развивать зрительный 1. Упражнение «Картинки со
гнозис.
сложным фоном».
Найти изображение овощей
на картинке с «зашумленным» изображением.
Развивать
целостное 2. Дидактическая игра «Завосприятие предметов. кончи рисунок».
Дорисовать и раскрасить вторую половинку рисунка.
Развивать восприятие, 3. Дидактическая игра «Узнай
мышление.
по запаху, по вкусу».
Узнать по запаху, вкусу предложенный овощ.
Развивать мышление.
1. Игра «Надо – не надо».
Определить, что нужно, что
не нужно садить в саду.
Развивать мышление, 2. Дидактическая игра «Вставнимание.
вить недостающие картинки».
В таблице из 9 картинок, в
каждый ряд вставить одну недостающую.
Развивать зрительную 3. Дидактическая игра «Фрукпамять.
товый поезд».
Из картинок составляется поезд, картинки закрываются.
Нужно вспомнить, где какая
картинка находится.
Развивать
слуховую 1. Игра «У бабушки в саду
память.
растет…».
Называется фрукт, следующий ребенок повторяет предыдущее слово и добавляет

Развивать логическое
мышление.
Развивать мышление,
восприятие, внимание.

Развивать мышление,
слуховое восприятие.

3-я

1. Лес.
Развивать воображение.
Грибы, ягоды.
Развивать восприятие,
внимание, мышление.

Развивать
внимание,
восприятие.

Развивать
целостное
восприятие предметов.

2. Лес.
Развивать
Грибы, яго- мышление.
ды.

внимание,

Активизировать двигательную память.

свое. (Называние слов, может
сопровождаться показом картинок).
2. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
3. Дидактическая игра «Собери фрукты».
Классификация предметов по
форме (по сходству на геометрические фигуры).
4. Игра «Узнай по описанию».
Отгадывание
загадокописаний.
1. Игра «Собери картину».
Из предложенных картинок
на фланелеграфе собирается
картина «лес».
2. Дидактическая игра «Соедини деревья одинаковые по
высоте».
Соединить деревья одинаковые по высоте.
3. Упражнение «Найди и раскрась».
Картинки со сложным фоном.
Найти животных, нарисованных на картинке, раскрасить.
4.Дидактическая игра «Закончи рисунок».
Дорисовать и раскрасить вторую половинку рисунка.
1. Игра «Что растет в лесу?»
Предлагается таблица из 12
картинок, с изображением
различных предметов. Найти
среди них картинки, относящиеся к теме «лес».
2. Игра «Кукловод».
Педагог водит ребенка по не-

Развивать
память.

слуховую

Развивать кинестетические и тактильные
ощущения.

4-я

1. Поздняя
осень. Перелетные
птицы.

Развивать зрительное
восприятие.

Развивать
внимание,
зрительную память.

Развивать логическое
мышление.

Развивать зрительное
внимание, логическое
мышление.

Развивать
нагляднодейстенное мышление.

сложному маршруту, держа за
плечи. Затем ребенок должен
самостоятельно
повторить
маршрут.
3. Игра «Узнай по голосу».
Водящий должен узнать по
голосу одного из играющих,
который произнесет слово. (В
данной игре «АУ»).
4. Упражнение «Собери грибы, ягода». («Сухой бассейн»).
Найти и назвать какой гриб/
ягоду нашел.
1. Дидактическая игра «Узнай, кто это?»
По отдельным деталям определить, кто нарисован на картинке.
2. Дидактическая игра «Какая
птица улетела?»
Предлагаются 4 – 5 картинок
с изображением перелетных
птиц, затем 1 картинка убирается. Назвать какой птицы не
стало.
3. Игра «Отгадай загадку,
найди отгадку».
Дети отгадывают загадки о
перелетных птицах, находят
отгадки среди предлагаемых
картинок.
4.Дидактическая игра «Без чего?»
Назвать каких частей не хватает у птицы, дорисовать, назвать, для чего они нужны.
5. «Непослушный птенец» /
«Лабиринт».

2. Поздняя Развивать зрительное
осень. Под- восприятие, мышление.
готовка животных к
зиме.
Развивать мышление,
восприятия.

Развивать зрительный
гнозис,
мышление,
внимание.

Развивать восприятие,
мышление.

Развивать зрительное
внимание, логическое
мышление, зрительное
восприятие.

Помочь птенцу добраться до
своей мамы.
1. Упражнение «Разрезные
картинки».
Собрать картинку из 3 – 8
частей, определить, что нарисовано на картинке.
2. Дидактическая игра «Домик для животных».
Предлагается картинка, на
которой изображены животные и разные их жилища. Назвать, кто, где живет.
3. Дидактическая игра «Запасы на зиму».
На картинке с зашумленными
изображениями найти запасы
для животных.
4. Дидактическая игра «Какую шубку наденут лесные
жители?»
Соотнести разных животных
с кружочком того цвета, какую шубу он наденет зимой.
5. Дидактическая игра «Что
перепутал художник?»
Предлагается иллюстрация,
дети должны найти нелепицы.

Ноябрь

1-я

1. Наша Ро- Развивать
внимание,
дина - Рос- зрительной памяти, насия.
глядно-действенного
мышления.

1. Игра «Архитекторы».
Педагог показывает, какой
дом должны построить дети,
затем дети строят такой же по
памяти.
Развивать восприятие, 2. Дидактическая игра «Найди
внимание.
отличия».
Предлагаются две картинки,
найти отличия.
Развивать мышление, 3. Дидактическая игра «За-

восприятие
ние.

2. Столица
России Москва.

2-я

1. Наш город.

2. Наш город.

воображе- мочная скважина».
Предлагается картинка, прикрытая сверху листом бумаги
с прорезью в виде замочной
скважины.
Рассматривая
сквозь нее изображение, ребенок должен его узнать и назвать.
Развивать восприятие.
1. Дидактическая игра «Без
чего дом?»
Назвать каких частей не хватает у дома, дорисовать, назвать, для чего они нужны.
Развитие логического 2. Игра «Что перепутал хумышления.
дожник?»
Дети называют «нелепицы».
Развивать зрительной 3. Игра «Мы гуляли по Москпамяти.
ве».
Дети по памяти называют
достопримечательности Москвы, которые предварительно посмотрели на презентации.
Развивать
наглядно- 1. Дидактическая игра «Недейственное
мышле- знайка потерялся».
ние, зрительное внима- Лабиринт. Помочь Незнайке
ние.
добраться до дома.
Развивать зрительное 2. Дидактическая игра «Найди
внимание, восприятие. два одинаковых дома».
Найти предметы одинаковой
величины, цвета.
Развивать
наглядно- 3. Упражнение «Построй годейственное
мышле- род».
ние, внимание.
Выкладывание домов разной
величины из геометрических
фигур.
Развивать зрительное 1. Дидактическая игра «Найди
внимание, переключае- отличия».
мость внимания, зри- Найти отличия на двух кар-

тельное восприятие.

3-я

тинках.

Развивать логическое 2. Игра «Экскурсовод».
мышление, внимание, Найти и рассказать, где нахозрительную память.
дятся молочный магазин,
хлебный магазин, парикмахерская и т. п. по картинкам-символам на предложенной картинке.
Развивать зрительную 3. Дидактическая игра «Что
память,
зрительное изменилось?»
внимание.
Выставляется 4 – 5 картинок с
изображением достопримечательностей города. Затем их
последовательность меняется.
Определить, что изменилось.
1. Одежда и Развивать восприятия, 1. Дидактическая игра «Найди
обувь.
внимания.
такой же».
Предлагается картинка, на которой изображены обувь,
одежда. Найти два одинаковых предмета.
Развивать мышление.
2. Игра «Что надеть?»
Классификация
предметов
одежды, обуви по сезонам.
Развитие
мышления, 3. Подвижная игра «Что мы
воображения.
делаем, не скажем, а руками
все покажем».
Не используя слов, реальных
предметов изобразить действия с ними.
2. Одежда и Развивать восприятие, 1. Упражнение «Соедини
обувь.
наглядно-действенное
точки».
мышление, зрительно- Соединить точки, назвать
моторную
координа- изображенный предмет.
цию.
Развивать
слуховое 2. Дидактическая игра «Помовнимание, память
ги неряхе».

Развивать
память.

4-я

1. Моя семья. Части
тела.

восприятие,

Развивать
нагляднодейственное
мышление.
Развивать мышление,
зрительное внимание,
восприятие.
Развивать воображение,
мышление, память.

Развивать мышление.
Развивать зрительную
память, внимание.
2. Части тела.
Развивать
мышление.

Развивать
внимание.

внимание,

зрительное

По инструкции педагога дети
раскладывают одежду и обувь
на полотне с полками. Затем
самостоятельно рассказывают, где какая вещь лежит.
3. Дидактическая игра «Портной».
Найти нужную заплатку для
одежды.
1. Упражнение «Собери человечка».
Разрезные картинки из 3 – 4
частей человека.
2. Упражнение «Что для чего».
Соединить линиями картинки
предметов и органов чувств.
3. Упражнение «Расскажика».
Опиши портрет любимого героя сказки по предложенной
схеме: имя героя – какое лицо
– цвет глаз – размер ушей –
какой нос – какие волосы?
1. Игра «Узнай по описанию».
Отгадывание по описанию
внешности друг друга.
2. Упражнение «Найди сходства и отличия».
Найти сходства и отличия
между куклой и человеком.
3. Упражнение «Помоги художнику».
Рассмотреть портреты сказочных героев, дорисовать
недостающие части лица и
раскрасить.
4. Подвижная игра «Робот».
По заданию выполнять раз-

ные движения.
II П Е Р И О Д
Декабрь

1-я

2-я

1. Зима.

Развивать
внимание.

слуховое 1. Игра «Послушай и назови».
Прослушать стихотворение,
назвать признаки зимы.
Развивать воображение, 2. Дидактическая игра «Что
восприятие.
спряталось в сугробе».
Определить предмет по отдельным деталям.
Развивать мышление.
3. Игра «Что было бы, если…?»
Ответить на вопросы, типа
«Что было бы, если зимой
пойдет дождь?»
Развивать творческое 4. Упражнение «Узоры на
воображение.
стекле».
Совместное рисование узоров
на листе ватмана.
2. Зима
Развивать
внимание, 1. Дидактическая игра «Что
мышление.
перепутал художник».
Найти нелепые ситуации на
картинках.
Развивать внимание.
2. Упражнение «Найди две
одинаковых снежинки».
Развивать мышление, 3. Игра «Найди свою пару».
внимание.
Каждому ребенку раздаются
карточки с изображением половинки предмета, найти другую половинку.
1. Зимую- Развивать мышление.
1. Игра «Чьи следы?»
щие птицы.
Отгадать, чьи следы нарисованы на листе бумаги.
Развивать мышление.
2. Игра «Отгадай загадку».
Отгадывание загадок про
птиц.
Развивать
внимание, 3. Дидактическая игра «Сравлогическое мышление. ни».
Определить, кто из птиц оста-

Развитие зрительного
внимания, памяти, наглядно-действенное
мышление.

2. Зимующие птицы.

3-4-я

Развивать восприятие,
мышление.

Развивать
память.

зрительную

Развивать
память.

слуховую

1. Новогод- Развивать тактильного
ний празд- восприятие.
ник.
Развивать зрительную
память.

Развивать мышление.
Развивать
внимание,
память.

вил следы. Сравнение предметов по величине.
4.
Игра
«Выкладывание
птичьих следов из спичек».
Выкладывание самостоятельно после показа педагогом
либо, глядя на образец педагога.
1. Дидактическая игра «Что
не успел дорисовать Торопыга?»
Дорисовать недостающие детали предметов.
2. Дидактическая игра «Кого
не стало?»
Определить чего не хватает
на картинке.
3. Игра «Накорми птиц».
Прототип игры съедобное –
несъедобное.
1. Игра «Угадай подарок».
На ощупь отгадать, какие подарки лежать в мешке.
2. Дидактическая игра «Что
пропало?»
Определить каких предметов
не стало.
3. Игра «Отгадай загадки».
4. Дидактическая игра «Наряди елку».
По инструкции педагога дети
наряжают елку. Затем самостоятельно рассказывают, где
какая игрушка весит.

Январь

2-я

1. Зимние
забавы.

Развивать мышление.

1. Дидактическая игра «Сюжетные картинки».
Разложить сюжетные картинки в правильной последова-

2. Зимние
забавы.

3-я

1. Мебель.

тельности.
Развивать
внимание, 2. Упражнение «Слепим снезрительно-моторную
говика».
координацию, мышле- Выложить
снеговика
из
ние.
кружков разной величины. (с
опорой, без опоры на образец)
Развивать внимание.
3. Дидактическая игра «Найди
отличия».
Сравнить две картинки, найти
между ними отличия.
Развивать воображение. 4. Игра «Оживший снеговик».
Ребенок исполняет роль снеговика. Придумать, что может
Развивать мышление.
рассказать снеговик.
1. Игра «Бывает – не бывает».
Развивать
внимание,
мышление.
2. Дидактическая игра «Какого предмета не хватает?»
Вставить недостающие картинки в каждый ряд таблицы
Развивать
слуховую из 9 картинок.
память.
3. Игра «Снежный ком».
Один говорит слово, второй
ребенок повторяет слово предыдущего ребенка и называет
свое и т. д.
Развивать восприятие.
1. Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Разрезные картинки из 3 – 4
частей, разрезанные по разным направлениям.
Развивать внимание.
2. Дидактическая игра «Найди
такой же».
Найти одинаковые предметы
(закрепить понятия величина,
размер, форма, цвет).
Развивать
наглядно- 3. Упражнение «Столяр».
действенное
мышле- Выкладывание предметов мение, зрительную па- бели из спичек (с опорой на

1-я

мять, мышление, мел- образец, по памяти после
кую моторику.
предварительного предъявления схемы).
2. Мебель. Развивать мышление, 1. Словесная игра «Подскажи
слуховое
внимание, словечко».
восприятие.
Добавить подходящее по
смыслу слово в четверостишье.
Развивать зрительное 2. Дидактическая игра «Назовосприятие.
ви предмет».
Картинки со зрительными
помехами.
3. Игра «Найди сходства и отРазвивать логическое личия».
мышление, внимание.
Найти сходства и отличия
между стулом и креслом, стулом и табуретом, между столом и стулом и т. п.
1. Игрушки. Развивать зрительный 1. Дидактическая игра «Угагнозис.
дай, кто это?»
Определение
изображения
предметов на картинке с наложенными друг на друга
изображениями.
Развивать
целостное 2. Дидактическая игра «Чего
восприятие предметов. не хватает?»
Найти недостающие детали,
восстановить предметы (игРазвивать воображение. рушки).
3. Игра «Незаконченный рисунок».
Развивать логическое Продолжить линии, чтобы
мышление.
получился рисунок.
2. Игрушки.
1. Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Развивать зрительную Педагог описывает игрушку,
память.
дети угадывают.
2. Дидактическая игра «Игрушки спрятались, или чего

Развивать творческое
воображение, мышление.

4-я

1. Посуда.

Развивать
внимание.

мышление,

Развивать восприятие,
внимание.

Развивать восприятие.

Развивать
слуховое
восприятие, внимание.

2. Посуда.

Развивать воображение.
Развивать зрительное
восприятие,
зрительную память.

не стало?»
После первого предъявления,
педагог убирает 1-2 игрушки,
ребенок должен по памяти
восстановить игрушки.
3. Игра «Ожившие игрушки».
Ребенок выступает в роли игрушки, составляет несколько
простых предложений о себе.
1. Дидактическая игра «Нелепицы».
Предлагается картинка, на которой нарисованы нелепые
ситуации. Определить, что
правильно, а что нет.
2. Дидактическая игра «Без
чего?»
Назвать какой части не достает предметам.
3. Дидактическая игра «Склей
разбитую чашку».
Предлагается разрезная картинка из 3-4 частей. Собрать
целую.
4. Упражнение «Расставь посуду на полки».
Дети должны расставить посуду на полки по инструкции
педагога.
5. Упражнение «Раскрась
кружку».
Предлагается шаблон кружки,
нарисовать на ней узор.
1. Дидактическая игра «Найди
фрагмент рисунка».
Предлагается сюжетная картинка «Кухня». В течение 2-3
мин. дети рассматривают ее.
Затем картинка убирается и

детям предлагаются фрагменРазвивать мышление.
ты картинок. Найти нужный
фрагмент.
2. Дидактическая игра «Помоги кукле Маше накрыть на
стол».
Предлагаются
различные
предметы. Дети накрывают на
Развивать логическое стол, выбирая нужные предмышление, внимание.
меты.
3. Дидактическая игра «Непослушный щенок».
Рассматривается
ситуация:
щенок потянул за скатерть и
уронил со стола посуду. Детям предлагается представить,
Развивать зрительную в какой последовательности
память.
упала со стола посуда.
4. Игра «Поставь, как было».
Детям предлагается расставить посуду на столе, как она
была расставлена в начале занятия.
Февраль

1-я

1. Продук- Развивать
ты питания. внимание.

мышление, 1. Игра «Отгадай загадку, разыщи отгадку».
Отгадывание загадок про
продукты питания, найти
нужную картинку.
Развивать
слуховое 2. Игра «Разложи продукты».
внимание,
память По инструкции педагога, дети
мышление.
раскладывают муляжи (картинки) продуктов на полки.
Развивать зрительную 3. Игра «Вспоминай и назыпамять.
вай».
По памяти дети называют
продукты, которые лежат на
верхней, нижней, средней
полке.

2. Продук- Развивать
ты питания. память.

2-я

слуховую 1. Игра «Разложи продукты в
холодильник».
Инструкция: положить в холодильник можно только те
продукты, которые дети смогу повторить в той же последовательности вслед за педагогом. Педагог называет 2-3
продукта, дети должны повторить слова в той же последовательности.
Развивать зрительное 2. Дидактическая игра «Свари
восприятие.
суп».
Картинка с наложенными
изображениями. Определить,
какие продукты нарисованы.
Развивать
слуховое 3. Словесная игра «Подскажи
внимание, мышление.
словечко».
Закончить
стихотворение
подходящим словом.
1. Транс- Развивать восприятие, 1. Упражнение «Соедини точпорт (лег- зрительно-моторную
ки».
ковой, гру- координацию.
Соединить точки, чтобы позовой, паслучился рисунок.
сажирский). Развивать восприятие, 2. Дидактическая игра «Что
мышление, внимание.
перепутал художник».
Картинки с нелепыми деталями.
Развивать воображение, 3. Игра «В гараже».
мышление.
Обыгрывание ситуаций, придумать диалог машин в гараже.
2. Транс- Развивать
наглядно- 1. Дидактическая игра «Лабипорт (лег- действенное
мышле- ринт».
ковой, гру- ние, внимание.
Найти дорогу машины к газовой, пасражу.
сажирский). Развивать зрительную 2. Игра «Художники».
память, внимание.
Дети описывают по памяти,
как выглядит
игрушечная

Развивать
мышление.

3-я

1. Транспорт (водный, воздушный,
наземный).

внимание,

Развивать зрительную
память, восприятие.

Развивать
слуховое
внимание, двигательную активность.

Развивать воображение,
зрительное внимание,
память.
2. Транспорт (водный, воздушный,
наземный).

Развивать
мышление.

Развивать
память.

внимание,

зрительную

Развивать зрительный
гнозис, внимание.

4-я

1. День
Защитника
Отечества.

Развивать воображение.

Развивать внимание.

машина, автобус, грузовик.
3. Дидактическая игра «Без
чего?»
Восстановить не законченные
рисунки.
1. Дидактическая игра «Найди
фрагмент картинки».
Найти нужный фрагмент к
картинке.
2. Игра «На чем поедем?».
Выполнение движений в соответствии со словами: «наземный» - имитация движений поворот руля, «водный» имитация плавания, «воздушный» - имитация движений
летящего самолета.
3. Дидактическая игра «Нарисуй такую же».
Нарисовать любой вид транспорта по образцу.
1. Игра «Найди свою пару».
Каждому ребенку раздаются
карточки с изображением половинки предмета, найти другую половинку.
2. Дидактическая игра «Что
изменилось?»
Найти отличия на картинке.
3. Дидактическая игра «Что
спрятано?»
Предлагаются картинка с наложенные друг на друга изображениями. Найти картинки
«спрятанные» в ней.
1. Игра «Пантомима».
Изобразить действия солдатов
разных видов войск, по заданию педагога.

2. Дидактическая игра «Кому
что нужно?»
Выбрать из предложенных
картинок, картинки с предметами, которые нужны моряРазвивать восприятие, кам, летчикам и т. д.
мышление.
3. Дидактическая игра «Что
перепутал художник».
Картинки с нелепыми деталяРазвивать мышление, ми.
2. День
внимание.
1. Дидактическая игра «Найди
Защитника
фрагмент рисунка».
Отечества
Предлагается картина, после
ее рассмотрения, предлагается рисунок без отдельных
фрагментов, дети должны
Развивать внимание.
найти нужный фрагмент и
Развивать
внимание, вставить.
зрительную память.
2. Дидактическая игра «Найди
отличия».
Найти отличия на рисунках.
3. Упражнение «Российский
флаг».
Выложить из цветных полосок флаг РФ сначала по образцу, а затем по памяти.
III П Р И О Д
Март

1-я

1. Мамин
праздник.
Моя семья.

Развивать мышление.

1. Дидактическая игра «Подарок для мамы».
По типу игры четвертый
лишний.
Развивать мышление, 2. Игра «Помощники».
внимание.
Ведущий-ребенок показывает
без слов действия, как он помогает маме, остальные дети
отгадывают, что он делает.
Развивать восприятие, 3. Дидактическая игра «Помышление.
чини коврик».

Развивать
память.

1. Мамин
праздник.
Моя семья.

2-я

1. Весна.

слуховую

Развивать мышление,
слуховое внимание.

Развивать внимание.
Развивать мышление,
внимание.
Развивать
нагляднодейственное
мышление.
Развивать мышление,
внимание.

Развивать воображение,
мышление.

Развивать
память.

2. Весна.

слуховую

Развивать мышление.
Развивать
память.

зрительную

Развивать
внимание.

слуховое

Подобрать нужную заплатку
для коврика по форме, по
цвету.
4. Игра «Стихи для мамы».
Разучивание коротких стихотворений.
1. Игра «Угадай по описанию».
Угадать о ком из членов семьи идет речь.
2. Игра «Ассоциации».
Придумать слова подходящие
к слову «семья».
3. Игра «Дом для семьи».
Построить дом из кубиков по
данному образцу.
1. Игра «Бывает – не бывает».
Хлопнуть в ладоши, если бывает весной и топнуть, если не
бывает.
2. Игра «Чем плох, чем хорош?»
Отвечают на вопросы типа:
«Чем плох и чем хорош
дождь?»
3. Дидактическая игра «Кто
больше запомнит?»
Повторить по памяти 2-3 слова названные педагогом.
1. Дидактическая игра «Нелепицы».
2. Дидактическая игра «Запомни и повтори».
Восстановить картинки по
памяти.
3. Игра «Четыре стихии».
Выполнение движений в соответствии со словами: «зем-

3-я

1. Домашние животные.

Развивать мышление.
Развивать мышление.
Развивать воображение.

2. Домашние животные.

Развивать
внимание.

слуховое

Развивать внимание.

4-я

1. Дикие
животные.

Развивать
память.

зрительную

Развивать
гнозис.

зрительный

Развивать мышление.
Развивать воображение,
мышление.

2. Дикие
животные.

Развивать
внимание.

слуховое

ля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух»
- поднять руки вверх, «огонь»
- круговые движения руками.
1. Игра «Отгадай загадки».
Отгадать загадки-описание.
2. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
3. Игра «Чудо – юдо».
Собрать
несуществующее
животное из частей тела разных животных и придумать
название.
1. Дидактическая игра «Кто в
домике живет?»
По голосу определить какое
животное.
2. Игра «Собери семью».
Каждому ребенку дается один
член семьи, за определенное
время семья должна собраться
вместе.
3. Дидактическая игра «Что
изменилось?»
Расставить по своим местам
домашних животных.
1. Дидактическая игра «Кто
живет в лесу?»
Картинки со зрительными
помехами.
2. Дидактическая игра «Нелепицы».
3. Игра «Угадай кто это?»
Не называя животного, показать его движение походку.
Другие дети отгадывают.
1. Подвижная игра «Дружные
звери».
Выполнение движений в со-

ответствии со словами: «медведи» - топают ногой, «белки» - хлопнуть в ладоши,
«зайцы» - прыжки на двух ногах.
Развивать мышление.
2. Дидактическая игра «Кто
где живет?»
Развивать воображение. Лабиринт.
3. Рисование несуществующего дикого животного.
Апрель

1-я

1. Домаш- Развивать мышление.
ние и дикие
животные.

2-я

1. Профессии.

2. Профессии.

1. Дидактическая игра «Кто
где живет?»
Дифференциация животных
по принципу домашние - дикие.
Развивать мышление.
2. Дидактическая игра «Звериный детский сад».
Папы-животные перепутали
своих детенышей, вернуть детенышей родителям.
Развивать
слуховое 3.Подвижная игра «Запревнимание.
щенное движение».
Выполнять движения за водящим, кроме запрещенного.
Развивать мышление.
1. Загадки.
Отгадывание загадок.
Развивать внимание.
2. Дидактическая игра «Кому
что нужно для работы?»
В таблице из 12 картинок
найти предметы, которые
нужны людям разных профессий (3-4 профессии).
Развивать воображение. 3. Игра «Ожившие предметы».
От лица разных предметов
рассказать о них.
Развивать мышление.
1. Дидактическая игра «Что
перепутал художник?»

Развивать восприятие.

Развивать мышление.
Развивать мышление.

3-я

1. Части су- Развивать зрительное
ток.
восприятие, внимание,
логическое мышление.
Развивать
слуховое
внимание.
Развивать зрительное
внимание, зрительную
память.

Развивать логическое
2. Части су- мышление, зрительное
ток.
внимание.

Развивать
слуховое
внимание, логическое
мышление.
Развивать воображение.

Найти нелепые ситуации на
картинке.
2. Упражнение «Чего не хватает?»
Дорисовать чего не хватает
людям разных профессий.
3. Упражнение «Вычеркни».
По типу корректурной пробы.
4. Игра «Бывает – не бывает».
Если предложенная ситуация
бывает, дети хлопают в ладоши, если не бывает. Не хлопают.
1. Игра «Когда это бывает?»
Распределить
предметные
картинки с различными видами действий и временами суток.
2. Подвижная игра «Деньночь».
3. Упражнение «Найди недостающий фрагмент».
Рассматривается иллюстрация, после дети по памяти находят отдельные картинки с
деталями этой иллюстрации.
1. Упражнение «Разложи в
правильной последовательности».
Разложить картинки с частями суток в правильной последовательности.
2. Игра «Верно-неверно».
Педагог называет разные ситуации, дети отвечают верно,
или нет.
3. Игра «Тени на стене».
Показывать с помощью пальцев теневые фигурки на стене.

4-я

1. Весенние Развивать восприятие,
работы в
наглядно-образное
саду и в
мышление.
огороде.
Развивать
гнозис.

зрительный

Развивать кинестетические и тактильные
ощущения.
2. Весенние Развивать
целостное
работы в
восприятие предметов.
саду и в
огороде.
Развивать зрительное
внимание, мышление,
восприятие.
Развивать зрительное
внимание, мышление.

1. Упражнение «Сюжетные
картинки».
Выкладывание
сюжетных
картинок в правильной последовательности.
2. Дидактическая игра «Работаем в саду».
Найти изображение орудий
труда необходимых для работы на картинке с «зашумленным» изображением.
3. Игра «Золушка».
Выбрать и разложить разные
семена по отдельным чашечкам.
1. Упражнение «Что посадим
в огороде?»
По фрагментам рисунков определить, что посадим на
грядку.
2. Упражнение «Найди пару».
Соединить между собой картинки предметов по типу
«ведро-лопата».
3. Упражнение «Вставить недостающие картинки».
В таблице из 9 картинок, в
каждый ряд вставить 1 недостающую.

Май

1-я

1. День По- Развивать зрительную
беды.
память,
нагляднодейственное
мышление.

1. Упражнение «Звезда для
Ветерана».
Выкладывание звездочки из
спичек. Сначала по образцу
затем по памяти.
Развивать воображение. 2. Упражнение «Медаль».
Из отдельных деталей вылоРазвивать
слуховую жить медаль.
память.
4. «Стихи для ветеранов».

2-я

1. Скоро в
школу

Развивать
слуховое
внимание, логическое
мышление.
Развитие мышления.

Развитие зрительного
внимания, мышления.

3-я

1. Растения Развивать зрительное
насекомые. внимание, зрительный
гнозис.
Развивать зрительную
память, внимание.

Развивать,
внимание.

2. Растения
насекомые.

зрительное

Развивать зрительное
внимание, восприятие.
Развивать зрительное
внимание, переключаемость внимания.

Развивать
внимание,

слуховое
логическое

Разучивание коротких стихотворений.
1. Игра «Верно-неверно».
Педагог называет разные ситуации, дети отвечают верно,
или нет.
2. Дидактическая игра «Что
перепутал художник?»
Найти нелепые ситуации на
картинке.
3. Игра «Найди свою пару».
Каждому ребенку раздаются
карточки с изображением половинки предмета, найти другую половинку.
1. Дидактическая игра «Кто
спрятался».
Картинки со зрительными
помехами.
2. Игра «Вспоминай и называй».
Вспомнить и назвать какие
насекомые спрятались на картинке, предложенной в предыдущем задании.
3. Упражнение «Доктор Айболит».
Дорисовать бабочке обгоревшее крылышко.
1. Упражнение «Узнай насекомое».
Найди недостающую часть
тела насекомого.
1. Упражнение «Считай и называй».Соединить линиями
насекомых одного вида с
кружком соответствующего
цвета.
2. Упражнение «Нелепицы».

мышление.

4-я

1.Лето.

Развивать
внимание.

слуховое

Развивать
внимание.

мышление,

Развивать мышление,
зрительное внимание,
восприятие.
Развивать зрительное
внимание, восприятие.

2. Лето.

Развивать зрительное
внимание, логическое
мышление.
Развивать зрительную
память, внимание.

Развивать логическое
мышление.

Послушать предложения, рассказать, чего не бывает и как
должно быть на самом деле.
3. Подвижная игра «Воробей
и мошки».
1. Игра «Бывает – не бывает».
Хлопнуть в ладоши, если бывает весной и топнуть, если не
бывает.
2. Упражнение «Оденем Таню».
Провести линии от куклы к
вещам, которые носят летом.
3. Упражнение «Цветы в букет».
Найти цветы, которые нарисованы в букете и на поляне.
1. Упражнение «Исправь Незнайкины ошибки».
Найти на картинке нелепые
ситуации.
2. Упражнение «Запомни и
повтори».
Восстановить картинки по
памяти.
3. Упражнение «Четвертый
лишний».

Литература:
1. Голубева Е.М. Когнитивное развитие детей с ОНР среднего дошкольного возраста средствами современной технологии развивающего обучения. // Логопед в детском саду. – 2005. – № 4 (7). – С. 22 – 27.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: ЛИТУР,
2000.
3. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. – Ростов-наДону: Феникс, 2005.
4. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников.
// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – Ч. II. –
М., 1981.
5. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М.: Academia,
2006.
6. Кислова Т.Р. Использование занимательного наглядного материала в
обучении грамоте детей с нарушениями речи. // Дефектология. – 1994.
– № 6. – С. 48 – 52.
7. Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания. / Под ред.
Г.И. Данилкина. – Л., 1974.
8. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. / Под ред. А.Д. Виноградова. – Л., 1985.
9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы (в средней группе для
детей дошкольного возраста с ОНР). – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
10. Особенности формирования высших психических функций у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Евразийский Союз Учёных. Психологические науки.
11. Ромусик М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного
возраста с ОНР. // Логопед в детском саду. – 2006. – № 1 (10). – С. 34 –
38.
12. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. – М.: Аркти, 1999.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».