Пояснительная записка В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды. Структура содержания программы соответствует требованию к структуре образовательной программы дошкольного образования по ФГОС. В программе основным направлением является - развитие возможностей для развития и образования одаренных детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальности Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Концепция программы Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Нормативно — методические документы - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» - Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» - Устав ДОУ -Локальные акты учреждения, регламентирующие воспитательно- образовательный процесс. Отличительные особенности одаренных детей 1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. 2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. 3. Испытывают радость от умственного труда. Категории одаренных детей 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства. 3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но оригинальностью обладающие психического яркой склада, познавательной активностью, незаурядными умственными резервами. Принципы работы с одаренными детьми 1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам. Цели и задачи работы с одаренными детьми. 1. Выявление одарённых детей. 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей. Задачи: - знакомство воспитателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; - проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности; - предоставление совместной возможности деятельности со совершенствовать сверстниками, способности воспитателем, в через самостоятельную работу. Стратегия работы с одаренными детьми Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией воспитанников в детском саду. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: образовательной, художественной, физической и др. Дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством взрослого и самостоятельно. Воспитательная и образовательная работа должна организовываться воспитателем таким образом, чтобы воспитанник мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности. Условия успешной работы с одаренными воспитанниками. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми. Воспитатель должен быть: - увлечен своим делом; - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; - профессионально грамотным; - интеллектуальным, нравственным и эрудированным; - проводником передовых педагогических технологий; - психологом, воспитателем и умелым организатором образовательно — воспитательного процесса; - знатоком во всех областях человеческой жизни. Формы работы с одаренными воспитанниками. - творческие мастерские; - групповые занятия; - кружки по интересам; - конкурсы; - исследовательские проекты Работа с одарёнными детьми. План работы с одарённым ребёнком (примерный). 1. Индивидуальная работа 2. Занятия в кружке 3. Участие в конкурсе 4. Проектная деятельность 5. Вовлечение в коллективную деятельность 6. Работа с родителями. Направления работы с одарёнными детьми и их родителями (примерные) 1. Планирование и организация работы. 2. Корректировка банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира 3. Мониторинг состояния здоровья одаренных детей 4. Оказание методической помощи родителям об организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей 5. Подбор литературы по выбранным исследовательской деятельности воспитанникам темам проектно- Мероприятия проводимые в рамках реализации программы Задачи Мероприятия Сроки Ответственные Итог(результат) 1.Создание целевого Положение методического Февраль- совета по проблеме Методический работы март с совет 2021г. одаренными методическом Старший совете воспитатель детьми 2.Обеспечение условий для Старший систематического Семинары, повышения постоянно воспитатель, педсоветы, педагоги мастерства Повышение инновационного потенциала педагогов педагогов 3.Ознакомление педагогического коллектива ДОУ с планом, с целями и задачами по организации работы В Консультативная начале учебного работа Заведующий План ДОУ Заведующий Программа ДОУ года с одаренными детьми 4.Корректировка и апробация программы ДОУ Корректировка с педагогами и В течение специалистами ДОУ года о Организация и содержание воспитательно-образовательного процесса 1.Проведение Родительское родительских собраний онлайн в группах ДОУ для Консультативная В течение помощь года Педагоги Проведение практических занятий с педагогами ДОУ Организационный Размещение методический час Практические занятия, мастер- В течение Старший материалов, года фотоматериалов на воспитатель сайте ДОУ классы, тренинги Материалы по Анализ педагогами итогам 3. Организация и осуществление мониторинга ДОУ мониторинга Собеседование родителями, комплексного по выявлению одаренных детей «Детская одаренность в ДОУ» родителей 2. собрание которых высокий «Результат с диагностических дети имеют В течение уровень года способностей воспитатели Поддержка усвоения и поощрение программных требования воспитанников» родителей по одаренных детей направлениям деятельности 4.Проектирование Разработка в Создание ДОУ индивидуального индивидуального образовательного образовательного маршрута ребенка- В течение Воспитатели года специалисты маршрута ребенка» дошкольника 5. индивидуальной карты развития личности ребенка. Отслеживание занятости детей в Создание кружках, творческих студиях данных банка В течение Воспитатели года ДОУ Создание данных банка 6. Использование условий ДОУ социума и для развития воспитанников с опережением в развитии воспитателей год. специалистами ДОУ (кружки ДОУ, детей, родителей и педагогов в конкурсном в В течение мастер- года классы, Старший Создание воспитатель дополнительных Воспитатели программ родителей одаренности детей Районные, В течение городские года Старший воспитатель Воспитатели Положения о конкурсах Награждение победителей Анализ мониторинга детей, «Всезнайки» или для «Умники игровые задания для и совместного умницы» с детьми проведения подготовительных Старший 2 раза в год воспитатель Педагоги интеллектуальных к школе групп мероприятий и специальной Привлечение педагогов, по сопровождению тематические конкурсы движении плана работы на учебный со недели, конкурсы) 7.Участие 8. Создание Совместная работа детей Положение о конкурсе, сценарий викторины, на Награждение уровне ДОУ победителей Показатели эффективности 9.Итоги работы за год В Круглый стол конце учебного года Заведующий старший воспитатель реализации программы «Одаренные Удовлетворенность родителей (результаты анализа) Основные этапы реализации программы 1этап — диагностико-организационный (2023-2024 г.) дети» Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду. Задачи: - Изучение нормативной базы; - Разработка программы работы с одаренными детьми; - Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. - Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми (специалисты ДОУ, педагоги старших и подготовительных групп) Планируемые мероприятия: 1. Проведение комплексной педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на выпуске в школу; 2. Создание творческой группы воспитателей в ДОУ по работе с одаренными детьми. 3. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов по работе с одаренными детьми. 4.Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне района. 2этап — реализационный (2023-2024 г.) Цель: Апробация системы работы с одаренными воспитанниками. Задачи: - Диагностика склонностей воспитанников. - Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников. - Формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми. - Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми. - Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей школы и специалистов ДОУ. - Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии. Планируемые мероприятия: 1.Организация совместной деятельности ОУ и ДОУ 2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»). 3.Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ. 4. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми. 5. Создание совместных планов со специалистами дополнительного образования. 6. Создание авторских программ, проектов по сопровождению специальной одаренности детей. 3 этап — аналитический (2023-2024 г.) Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования. Задачи - Анализ итогов реализации программы. - Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду. - Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. - Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы. Планируемые мероприятия: 1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации. 2. Коррекция проекта и уточнение программы. 3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект. 4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях. Ожидаемый результат 1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности. 2. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми. 3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми. 4. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми. 5. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям. 6. Повышение качественных показателей воспитательно- образовательного процесса воспитанников. 7. Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов 1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах. 2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности. 3. Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности. 4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми. 5. Уровень социальной успешности воспитанников Условия реализация программы Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. При создании в дошкольной организации благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Обозначены основные условия в центре развития ребёнка, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно. Такими условиями являются: наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей; наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка; создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности; наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка; введение системы направленного на психолого-педагогического выявление особых мониторинга, способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития; использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий, занятие детей в свободной деятельности развивающими играми, работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка; участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей; участие в конкурсном движении.