«Сенсорное развитие детей на музыкальных занятиях»

27.02.2023

     В настоящее время, в век огромного объёма информации, наблюдаются многие нарушения в развитии нервной системы детей. Речь идет об основных 3х системах: вестибулярная (поддержание равновесия), тактильная (система кожной чувствительности) и проприоцевтивная (восприятие собственной позы и движения). Мы замечаем, что дети не любят те или иные прикосновения, в том числе определённой одеждой, предметом или не могут выполнить простое движение, имеют проблемы с чтением, расстройство пищевого поведения и т.д. Как только возникает проблема, -общество старается найти пути ее решения.  Помочь скорректировать, решить эти проблемы, (частично или полностью), можно, применяя методы сенсорной интеграции.  Эта область развивается с 60-х годов XX века и пользуется большой популярностью, оправдывая себя значительными результатами. Количество детей, имеющих проблемы в области сенсорной интеграции растет: такие проблемы есть у 30% детей с нарушениями в развитии и 10% у типично развивающихся детей. (Это может быть из-за перенесенного стресса и химических веществ, принимающих матерями во время беременности).                    Сенсорная интеграция- это взаимодействие всех органов чувств, упорядочивание ощущений, концентрация внимания, действие и реагирование на определенную ситуацию. Она является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге, помогая обучению и формируя социальное поведение. «Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу», - Э. Джин Айрес.  Это возможность ребенка почувствовать и понять мир, который его окружает.

 Сенсорная интеграция начинается в раннем детстве (еще в утробе матери). Ребенок организует свои слуховые и зрительные ощущения, ощущения собственного тела, действия силы тяжести. Весьма сложной интеграции ощущений требует такое занятие, как – чтение. Танцы тоже требуют хорошо развитой интеграции телесных и вестибулярных ощущений. Работа ощущений, полученных от глаз и рук требуется художникам и ремесленникам. Хорошая интеграция как правило у спокойных и жизнерадостных людей. Но не все рождаются со способностью к интеграции. Большинству приходится довольствоваться «малым», или развивать ее, взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свой мозг и тело к определённым задачам, решаемым с детства. Сенсорная интеграция нужна всем детям. Поэтому мы должны развивать сенсорную интеграцию у детей, которые по-своему взаимодействуют с окружающим миром. Первые семь лет жизни особенно важны для ребенка. Это период сенсомоторного развития. В это время залаживается фундамент для дальнейшей жизни.

«Сенсомоторная интеграция необходима для движения, говорения и игры. Это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных процессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные навыки». *

Успешность умственного, речевого и физического развития во многом зависит от уровня сенсорного развития детей. Сенсорное развитие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы. В настоящее время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия. Дети получают перегрузки зрения и слуха, благодаря огромному влиянию телевизора и компьютера, но вызывают сенсорный голод всего остального (осязание, обоняние, вкус, координация и т. д). Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Сенсорная среда может быть: мягкой, зрительной, звуковой, тактильной, воздушной, двигательной и вестибулярной.

-мягкая среда: мягкие игровые модули, подушки, сухой бассейн, надувные мячи, матрацы, валики.

- звуковая среда: музыкальные инструменты, в том числе самодельные, - маракасы, шейкеры, шум дождя, музыкальные игрушки, звучащие коробочки, свистки, музыкально-дидактические игры…

- зрительная- цветной шар, переливающиеся ткани, разного формата бумага, неоновые палочки, фольга, елочные мишура и дождик, цветные стеклышки, бусы, пуговицы, цветные прищепки.

-тактильная- зонт с ленточками, тактильные игрушки, пальчиковые бассейны с наполнителями, кисточки, щетки, губки разной степени жесткости, мячики разных поверхностей, тактильные мешочки, резиновые шары с сыпучими веществами, крупами, камешки, шишки, грецкие орехи, бобы, горох.

 -воздушная: ароматические масла, приправы, ароматические палочки, сухие травы..

- двигательная: доска-балансир, вращающие стульчики, лавочки.

В работе на музыкальных занятиях используются сенсорные упражнения, разминки, песни, танцы, игры, оркестр:

-Танец с султанчиками, листиками, орешками, игрушками…

-Танец с ложками

-Оркестр шумовой кухонный

 -Пальчиковая гимнастика с гибкой проволокой, куклами на палец, резинками

-Разминка с клавесами, с  ложками.Хочу такой сайт

-Игры: «Шляпа», «Бубен», «Мяч», «Снежок», «Платочки», «Покрывало», «Кот и рыбки», «Кот и птички», «Лиса и заяц», «Мухомор», «Снежки» (из мишуры), «Колпачок», «Веселый блин»

-Танец со светящими палочками.

-Танец с колокольчиками (из фетра, металлическими)

-Танец с клубничками-шейкерами.

-Игры с бумагой: «Флаг России»,

-Озвучивание персонажа Сороки- трещоткой

-Оркестр шумовых инструментов

  Еще одна форма работы по сенсорной интеграции-  сенсорный театр. Сенсорный театр — эффективное средство развития социальной активности детей раннего возраста. 30 лет назад Тим Вебб, основал сенсорный театр в Великобритании, три года назад сенсорный театр пришел в нашу страну. Что же такое сенсорный театр? Сенсорный театр – это театрализованная игра, предоставляющая возможность для развития сенсорных способностей малышей. В нем нет сцены, это общее пространство, где зрители (дети) – участники и актеры (воспитатели) – участники. Истории рассказываются с помощью музыки, тактильных образов, а главное диалога между детьми и героями. Такие постановки сенсорного театра увлекают даже самого маленького зрителя.  В этом театре, дети становятся участниками и создателями сказочного мира, в котором комфортно, уютно, весело, в котором все можно потрогать, понюхать, послушать, почувствовать.

 Благодаря работе по развитию сенсорных навыков, дети ориентируются в поверхностях предметов,

- формируются пространственные представления

-находят сходства и различия между предметами, повышается познавательная активность и уровень речевого развития, улучшается работа сенсорной системы, снижается уровень тревожности, улучшается самостоятельная игровая активность.

 В результате работы по сенсорному развитию, можно сделать вывод, что благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы, достигается высокий уровень работы по сенсорному развитию детей, формированию коммуникативной и эмоциональной сфер.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.02.2023

Дата обновления: 27.02.2023

Дата публикации: 27.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».