27.02.2023
В настоящее время, в век огромного объёма
информации, наблюдаются многие нарушения в развитии нервной системы детей. Речь
идет об основных 3х системах: вестибулярная (поддержание равновесия),
тактильная (система кожной чувствительности) и проприоцевтивная (восприятие
собственной позы и движения). Мы замечаем, что дети не любят те или иные
прикосновения, в том числе определённой одеждой, предметом или не могут
выполнить простое движение, имеют проблемы с чтением, расстройство пищевого
поведения и т.д. Как только возникает проблема, -общество старается найти пути
ее решения. Помочь скорректировать,
решить эти проблемы, (частично или полностью), можно, применяя методы сенсорной
интеграции. Эта область развивается с
60-х годов XX века и
пользуется большой популярностью, оправдывая себя значительными результатами.
Количество детей, имеющих проблемы в области сенсорной интеграции растет: такие
проблемы есть у 30% детей с нарушениями в развитии и 10% у типично
развивающихся детей. (Это может быть из-за перенесенного стресса и химических
веществ, принимающих матерями во время беременности). Сенсорная интеграция- это
взаимодействие всех органов чувств, упорядочивание ощущений, концентрация
внимания, действие и реагирование на определенную ситуацию. Она является
бессознательным процессом, происходящим в головном мозге, помогая обучению и
формируя социальное поведение. «Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу», -
Э. Джин Айрес. Это возможность
ребенка почувствовать и понять мир, который его окружает.
Сенсорная интеграция начинается в раннем
детстве (еще в утробе матери). Ребенок организует свои слуховые и зрительные
ощущения, ощущения собственного тела, действия силы тяжести. Весьма сложной
интеграции ощущений требует такое занятие, как – чтение. Танцы тоже требуют
хорошо развитой интеграции телесных и вестибулярных ощущений. Работа ощущений,
полученных от глаз и рук требуется художникам и ремесленникам. Хорошая
интеграция как правило у спокойных и жизнерадостных людей. Но не все рождаются
со способностью к интеграции. Большинству приходится довольствоваться «малым»,
или развивать ее, взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свой мозг
и тело к определённым задачам, решаемым с детства. Сенсорная интеграция нужна
всем детям. Поэтому мы должны развивать сенсорную интеграцию у детей, которые
по-своему взаимодействуют с окружающим миром. Первые семь лет жизни особенно
важны для ребенка. Это период сенсомоторного развития. В это время залаживается
фундамент для дальнейшей жизни.
«Сенсомоторная
интеграция необходима для движения, говорения и игры. Это фундамент более
сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если
в первые семь лет жизни организация сенсомоторных процессов идет должным
образом, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные навыки». *
Успешность
умственного, речевого и физического развития во многом зависит от уровня
сенсорного развития детей. Сенсорное развитие превращается в особую
познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы. В
настоящее время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро,
дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного
взаимодействия. Дети получают перегрузки зрения и слуха, благодаря огромному
влиянию телевизора и компьютера, но вызывают сенсорный голод всего остального
(осязание, обоняние, вкус, координация и т. д). Поэтому, для улучшения
сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать эффективные
средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Сенсорная
среда может быть: мягкой, зрительной, звуковой, тактильной, воздушной,
двигательной и вестибулярной.
-мягкая
среда: мягкие игровые модули, подушки, сухой бассейн, надувные мячи, матрацы,
валики.
-
звуковая среда: музыкальные инструменты, в том числе самодельные, - маракасы,
шейкеры, шум дождя, музыкальные игрушки, звучащие коробочки, свистки,
музыкально-дидактические игры…
-
зрительная- цветной шар, переливающиеся ткани, разного формата бумага, неоновые
палочки, фольга, елочные мишура и дождик, цветные стеклышки, бусы, пуговицы,
цветные прищепки.
-тактильная-
зонт с ленточками, тактильные игрушки, пальчиковые бассейны с наполнителями,
кисточки, щетки, губки разной степени жесткости, мячики разных поверхностей,
тактильные мешочки, резиновые шары с сыпучими веществами, крупами, камешки,
шишки, грецкие орехи, бобы, горох.
-воздушная: ароматические масла, приправы,
ароматические палочки, сухие травы..
-
двигательная: доска-балансир, вращающие стульчики, лавочки.
В
работе на музыкальных занятиях используются сенсорные упражнения, разминки,
песни, танцы, игры, оркестр:
-Танец
с султанчиками, листиками, орешками, игрушками…
-Танец
с ложками
-Оркестр
шумовой кухонный
-Пальчиковая гимнастика с гибкой проволокой,
куклами на палец, резинками
-Разминка
с клавесами, с ложками.
-Игры:
«Шляпа», «Бубен», «Мяч», «Снежок», «Платочки», «Покрывало», «Кот и рыбки», «Кот
и птички», «Лиса и заяц», «Мухомор», «Снежки» (из мишуры), «Колпачок», «Веселый
блин»
-Танец
со светящими палочками.
-Танец
с колокольчиками (из фетра, металлическими)
-Танец
с клубничками-шейкерами.
-Игры с
бумагой: «Флаг России»,
-Озвучивание
персонажа Сороки- трещоткой
-Оркестр
шумовых инструментов
Еще одна форма работы по сенсорной
интеграции- сенсорный театр. Сенсорный
театр — эффективное средство развития социальной активности детей раннего
возраста. 30 лет назад Тим Вебб, основал сенсорный театр в Великобритании, три года
назад сенсорный театр пришел
в нашу страну. Что же такое сенсорный
театр? Сенсорный
театр – это театрализованная игра, предоставляющая возможность
для развития сенсорных способностей
малышей. В нем нет сцены, это общее пространство, где зрители (дети) – участники и актеры (воспитатели) – участники. Истории рассказываются
с помощью музыки, тактильных
образов, а главное диалога между детьми и героями. Такие
постановки сенсорного
театра увлекают даже самого маленького зрителя. В этом театре, дети становятся участниками и создателями
сказочного мира, в котором комфортно, уютно, весело, в котором все можно
потрогать, понюхать, послушать, почувствовать.
Благодаря работе по
развитию сенсорных навыков, дети ориентируются в поверхностях предметов,
- формируются пространственные представления
-находят сходства и различия между предметами,
повышается познавательная активность и уровень речевого развития, улучшается работа
сенсорной системы, снижается уровень тревожности, улучшается самостоятельная
игровая активность.
В
результате работы по сенсорному развитию, можно сделать вывод, что благодаря
интеграции видов деятельности, форм и методов работы, достигается высокий
уровень работы по сенсорному развитию детей, формированию коммуникативной и
эмоциональной сфер.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.02.2023
Дата обновления: 27.02.2023
Дата публикации: 27.02.2023