17.10.2022
Одной из главных методических идей в работе с детьми является
ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над
развитием музыкального слуха осуществляется не только певчески, но и через
приучение детей с первых шагов к осмысленному отношению к любым проявлениям
интонации. В её основе лежит общность выразительных средств речи и музыки,
прежде всего ритма. Ритмизированная и озвученная инструментами речь, по сути,
является чудесной музыкой. Как показывает практика, речевое музицирование
открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти
всем комплексом выразительных средств музыки. Из своего самого первого опыта
дети черпают и учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и
музыки. К ним относятся: темп (агогика), ритм, регистр, тембр, звуковысотный
рисунок (линия), артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, фразировка,
акцентуация, форма.
Ритмодекламация
представляет собой синтез поэзии и музыки. Она широко применялась композиторами
ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым
интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация»
подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.
В
современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация
рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха,
голоса, чувства ритма у детей.
На
первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших
параметров музыкального языка – ритма – и выразительного речевого
интонирования. При этом поэтический текст очень тонко взаимодействует с
музыкой, отражая малейшие изменения в настроении, характере музыкальной ткани,
что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания. Чёткая
ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у
детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации
слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.
Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального
интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой
стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух
взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит,
трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Ритмодекламация –
это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это,
прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова,
воображения.
Главное правило ритмодекламации:
каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним
отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация - наиболее доступное и
первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.
Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к.
отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по -
разному. У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ
и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический
образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения
звучащих жестов, шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться
различными движениями. По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде
всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается
естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на
шумовые инструменты.
Почему же ритмодекламация, как вид
музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие
ребята с огромным желанием исполняют эти модели?
Во-первых- это интересное, зачастую необычное, завораживающее своей новизной соединение стилистически разноплановой,
красивой, эмоционально-образной музыки (от
старинных музыкальных произведений XV – XVII вв. до современных джазовых
импровизаций, от образцов мирового музыкального детского фольклора до
компьютерной музыки) и ярких, самобытных
поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко
художественных произведений поэтов эпохи Возрождения, романтизма,
неоклассицизма). Передача таких ярких
музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает
активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характеристику
мимики, пластику движения.
Во-вторых- это доступность и удобство исполнения
данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность
равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий
диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и
голоса с удовольствием исполняют ритмодекламацию, не испытывая неуверенности в
себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными». Именно благодаря
ритмодекламации у многих таких ребят возникает интерес к музыкальной
деятельности, в частности, к пению. Музыка начинает увлекать, активно
развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию
во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают
отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым
детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
Как
показывает практика, этот вид деятельности открывает возможности для овладения
детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств
музыки: темп, ритм, регистр, тембр, артикуляция, динамика, тесситура,
фразировка, акцентуация, форма.
Ритмодекламации
представлены множеством форм:
- унисонных;
-
диалогических;
- с
куплетным строением;
-
многоголосных.
Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие
возрасту дошкольников, легко запоминающиеся. Чаще всего это образцы устного
народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки,
колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов,
звукоподражанию, словам, понятным только детям, из так называемого
«тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др.
Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию,
а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Также можно
успешно использовать стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.
Ритмодекламацию можно использовать не только на музыкальных, но и
физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх и во время
прогулок воспитателями, инструкторами по физическому развитию.
Ритмодекламация
может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков,
щелчков, шлепков, притопов и т.п.), шумовых инструментов, звучания мелодии.
Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой.
Поэтому ощущение выразительных элементов музыкально-поэтического языка
дополняется жестами, пластикой, движением, что помогает детям телесно пережить
ощущение тепла, динамики, ритма речи.
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского
процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты
реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному
развитию чувства ритма.
Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс
музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с
другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный
слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он
говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет
правильно и выразительно петь.
Ритмодекламацию можно рассматривать, как одну из перспективных форм
коррекционной работы с дошкольниками. Ее использование в работе способствует
формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого
дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в
речевом или музыкальном материале.
Процесс выбора, как стихотворения, так и музыки к нему (или наоборот) не
прост. Следует обратить внимание на возможно более полное совпадение содержания
стихов с композиторским замыслом, часто выраженным в программном названии
пьесы. Оно и направит на поиск сюжетов, поможет соединить в оригинальной
композиции увлекательный мир поэзии и музыки.
Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение
и включает в себя 3 этапа:
1.
Внимание
детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование
осуществляется как подражание речевой пластике педагога.
2.
Внимание
обращается на ритм, уточняется рисунок интонирования.
3.
Свободный
характер исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования.
Далее к тексту по желанию добавляется мелодия, жесты и т.д.
Таким образом, ритмодекламация – это одновременно речевая игра,
предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста,
и упражнение для исполнения. Использование интонационно-ритмических импровизаций
в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности
интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям
интонации.
Игры, используемые, для развития ритмодекламации:
1. Речевая
игра с движением.
2. Речевая
игра со звучащими жестами.
3. Речевая
игра с музыкальными инструментами.
4.
Коммуникативная игра.
5.
Ритмодекламация- релаксация.
На учебных
занятиях декламировать возможно различными способами: индивидуально, хором,
«цепочкой», групповым диалогом, чередованием tutti и отдельных групп, солистов;
с изменением темпа и динамики. Все речевые упражнения желательно проводить в
различных голосовых регистрах, различными тембрами, такими как: фальцет,
гудящий голос, шепот, через нос и т. п., с использованием различной силы звука.
Возможно сопровождать подходящие по содержанию тексты звукоподражаниями.
Ритмодекламация
развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальный слух,
интонационный слух, чувство ритма, голос, а также музыкальную отзывчивость,
эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки,
чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Ритмодекламация активно используется в музыкально-коррекционной деятельности,
формируя необходимые речевые навыки, а также способствуя физиологическому
развитию моторной системы, координации процессов, выработке правильного
дыхания, развитию голосового аппарата и т. п. Данная форма работы может
рассматриваться как одна из перспективных в развитии обучающихся, которая
значительно расширяет словарный запас, формирует осознанность в речевой
деятельности, развивает художественный вкус.
На
сегодняшний день имеется значительное количество учебных пособий, в которых
представлены образцы для работы по ритмодеклама-ции. Среди них сборники таких
авторов, как: И. Галянт, Т. Тютюнникова, В. Жилин, Т. Боровик, Т. Сиротина, Т.
Овчинникова, Л. Пилипенко и др. Приведенные в пособиях примеры активно
используются в работе многими педагогами. Но, как отмечают авторы, предложенные
образцы являются именно моделями, которые должны быть дополнены собственными
находками. Педагог должен предварительно проработать предложенный образец и как
бы «освободиться» от него. Модель даст только толчок для дальнейшей работы, в
ходе которой рождаются различные варианты, варьируясь, дополняясь, обогащаясь.
По мнению
Т.А. Боровик: «Ритмодекламацию
можно определить,
как музыкально-педагогическую
модель, в
которой текст не поётся, а ритмично
декламируется.
При этом поэтическая звуковая
ткань
взаимодействует с узорами музыкальных
длительностей
и пауз, что усиливает
эмоциональный
эффект от прослушивания и
является
важным развивающим фактором для
ребёнка».
РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ-РЕЛАКСАЦИЯ «ОСЕНЬ»
(по методике Т.Боровик)
Тихо-тихо-тихо-тихо,
В наши
двери входит тихо,
Входит
осень не кричать,
А
баюкать и качать.
Осень
песенку поёт,
Сны
повсюду раздаёт:
Сон
весенний, летний, зимний,
Сон
воде, траве, осине,
Сон
лугам – душистый, жаркий,
Клумбам
сон – цветной и жаркий.
В этом
– птицей улетят,
В этом
– все деревья спят.
Тихо-тихо-тихо-тихо,
Всюду
дрёма и покой.
Улетает
птицей осень
В тихий
домик за рекой. И.Токмакова.
Каждое
утро с улыбки начинается,
Утром вся природа просыпается.
– Ребята, а как это природы пробуждение называется?
Дети. Рассвет.
Голосовое упражнение «Рассвет»
Педагог. Рано
утром на рассвете…
Дети. Шу-шу-шу!
Шу-шу-шу! (произносят, сильно вытягивая губы трубочкой и потирая
ладошку о ладошку поочередно у правого и левого уха)
Педагог. Пролетает
зимний ветер…
Дети. Шу-шу-шу!
Шу-шу-шу!
Педагог. Пролетел
среди берез…
Дети. А-а!
А-а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть
максимально опущена).
Педагог. Новость
свежую принес!
Дети. А-а!
А-а! (глиссандо вниз с постепенным диминуэндо).
Педагог. И сейчас же
слухи, слухи…
Дети. З-з-з! (издают
«зудящий» звук со сжатыми зубами, уголки рта сильно растянуты)
Педагог. Зазвенели,
словно мухи!
Дети. З-з-з!
Ритмодекламация «Волшебный
рассвет» (автор Т. Боровик)
Чтобы
сделать волшебным зимний рассвет, – дети идут по кругу
Надо долго, долго идти.
И охапку блестящих холодных лучей – останавливаются и берут по показу
педагога
Самому на дороге найти, самому найти. султанчик, лежащий в кругу
С танцем вьюги перемешать, – волнообразные движения султанчиком
Закрыть глаза и почти не дышать… – движения по тексту
Ты знаешь, это будет волшебным рассветом. – открывают глаза, руки
разводят в стороны перед собой.
Ты долго будешь помнить об этом. – Кружатся на месте
И добавить к блестящим холодным лучам – идут по кругу
Охапку заснеженных веток, – останавливаются и берут другой рукой
блестящую ветку, лежащую в кругу.
Краешек неба, хрусталик ручья, – поочередное поднимание и опускание
рук
Сияющий снег всевозможных расцветок.
С пеньем вьюги перемешать, – кружатся на месте
Закрыть глаза и почти не дышать. – Движения по тексту
Ты знаешь, это будет волшебным рассветом, – открывают глаза, руки
разводят в стороны перед собой.
Если ты не забудешь при этом сказать:
«Доброе утро, здравствуйте, мы желаем всем добра».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.10.2022
Дата обновления: 17.10.2022
Дата публикации: 17.10.2022