11.02.2020
МБДОУ д/с № 57 «Белочка» комбинированного вида г.
Улан-Удэ
Консультация для родителей
Тема: «Роль семьи в автоматизации
поставленных звуков»
Составитель:
учитель-логопед Коробова Е.В.
Улан-Удэ,2020
Уровень развития ребенка
в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а
большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней
работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика.
Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда.
Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими
вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего
ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого
представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за
непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит
именно с родителями.
Какова же
роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что
речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима
систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится
значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему
людьми.
Родители должны формировать
правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
· не ругать ребенка за неправильную речь;
· ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
· не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
· осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сами
родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке
не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Особенности речи и
поведения родителей при контактах с ребенком. Основными положениями,
которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о
культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку
простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к
правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать,
что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного
навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка
и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные
рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с
постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с
одновременной демонстрацией активного действия.
Коррекция нарушенного звукопроизношения
происходит постепенно
и
состоит из 4 этапов:
Этапы |
Цель |
Первый
Подготовительный |
Подготовка
речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию
звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности,
чувства полноценностей. |
Второй
Постановка
звуков |
Добиться правильного
звучания изолированного звука. |
Третий
Автоматизация
звуков |
Добиться правильного
произношения во фразовой речи. |
Четвертый
Дифференциация
звуков |
Научить ребенка
различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. |
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего
ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а
звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при
просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи
эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения
находится на этапе так называемой «автоматизации».
Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией
поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации
хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим
родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Общие положения
Автоматизировать
звук
– это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации
звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных
связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий,
условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно
переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно
правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем
случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно
отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не
даст улучшения в произношении.
У
детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного
произношения слов, предложений и т.д.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от
простого к сложному.
Автоматизация
поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация
звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация
звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация
звука в предложениях;
автоматизация
звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация
звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация
звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится
работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации
звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации
звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в
предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой
(звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации
звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование
грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков –
постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова,
предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому
материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Методы проведения занятий дома. Дети
в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5,
максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и
мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях
взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка,
необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески
приспосабливая содержание действий к содержанию темы.
Материал,
который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде
различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть
прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз
хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать,
наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как
выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную,
главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил
руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее
исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть
ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах,
словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может
и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со
спортом: результат зависит от тренировок.
Правила работы в домашних
тетрадях:
·
тетради забираются на
выходные, возвращаются в понедельник;
·
не стоит выполнять все задания
сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
·
задания на развитие мелкой
моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
·
весь речевой материал должен
быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения
ребенком задания, даже путем заучивания;
·
Важно! Ежедневно закреплять
поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной
речи ребенка;
·
артикуляционную и пальчиковую
гимнастику следует делать вместе с ребенком;
·
задания, предложенные в
тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
·
все задания выполняются до
конца;
·
занимаясь с ребенком, не
огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Таким образом: исправление речи - длительный
процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с
ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь
чаще хвалить его за успехи – это стимулирует усердие ребенка, придает ему
уверенности в себе.
Будьте оптимистичны: дорогу осилит
идущий!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.02.2020
Дата обновления: 11.02.2020
Дата публикации: 11.02.2020