01.04.2022
Самой
многочисленной категорией среди детей с ограниченными возможностями здоровья
являются дети с речевыми дефектами. Именно они, из-за высокой вероятности
возникновения стойких и специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения,
поступая в школу, пополняют группу детей академического риска.
Поэтому
так важно помочь детям усвоить достаточно сложную фонетическую систему русского
языка в дошкольном детстве.
Неумение
читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой
при обучении ребенка в школе. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться
слышать, из каких звуков состоят слова, уметь определять место звука в слове,
выделять определённый звук в слове, называть слово на заданный звук.
Оказывается,
в возрасте от 5 до 7 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей
речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир
звуков и букв, и, таким образом, привести его к чтению к шести-семи годам.
Особенно
сложно овладеть знаковой системой языка детям с нарушением речи. Для этих
детей, «кроме нарушения звукопроизношения, характерна незаконченность процесса
формирования фонематического восприятия», они с трудом усваивают такие понятия,
как «твердый, мягкий, глухой, звонкий согласный» и др. Кроме того, у детей с
речевыми нарушениями недостаточно развиты точность и целостность зрительного восприятия
графического образа буквы и мелкая моторика. Детям трудно выделить графические
элементы букв, соотнести звук с буквой.
Логопедическое пособие «Кубики-Матрешки» помогут логопеду сформировать и
систематизировать знания детей о фонетической системе русского языка, сделать
занятия по подготовке к обучению грамоте увлекательными.
«Кубики-матрешки»
Пособие
состоит из 7 разноцветных кубов, которые можно вложить один в другой по типу
игрушки матрёшки. Последовательность цветов кубов определяется цветовым
спектром радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий,
фиолетовый). Каждый куб открывается застёжкой – велкро, молния, пуговицы,
шнурок. Могут быть использованы все вместе или по одному, в зависимости от
дидактической цели. На каждой грани
кубов буквы, задания, различные тренажеры, игры. Возле каждой буквы есть
липучка-велкро для прикрепления картинки. Дети могут самостоятельно выбрать и
прикрепить картинку к соответствующей букве.
Цель:
- закрепление представлений о фонетической системе русского языка у
старших дошкольников, различение понятий «звук» и «буква», «гласные» и
«согласные» звуки и буквы, закрепление понимания характеристик согласных звуков: твердые –
мягкие, парные – непарные по признаку
твердости – мягкости;
- закрепление представлений о количестве гласных
и согласных звуков и букв в русском языке, о гласных буквах, которые пишутся
после твердых согласных и после мягких;
- знакомство с буквами алфавита, закрепления
графического образа букв, умения читать слова;
- развитие фонематического слуха, умение
подобрать картинку на заданный звук и
букву, дифференциация звуков Ц-С, Ш-С, Ж-З и др;
- развитие познавательных способностей,
зрительного восприятия, внимания, мышления, умения ориентироваться на
плоскости;
- закрепление названий
детенышей животных;
- упражнение в
согласовании числительного с существительным;
- развитие мелкой моторики;
- усвоение последовательности
цветов в цветовом спектре.
Красный куб
Буквы
сине-зелёного цвета – З, К, Л, М и др., обозначающие звуки, парные по
мягкости/твёрдости.
Игра
«Подбери ключ», тренажёр «Ёлка с бусинами», модель развития цветка от семени до
цветения, различные шнуровки.
Буквы
синего цвета Ш, Ж, Ц – обозначающие звуки, не имеющие пары
по мягкости/твёрдости, всегда твердые.
Игра
«Найди нужную картинку» (соедини букву с соответствующей картинкой).Тренажер
«Песочные часы». Игра «Цифры». Игра по типу «крестики-нолики». Игра «Чей
малыш».
Жёлтый куб
Буквы
зеленого цвета Й, Щ, Ч –
обозначающие звуки, не имеющие пары по мягкости/твёрдости, всегда мягкие.
Игра
«Найди нужную картинку» (соедини букву с соответствующей картинкой). Игра
«Фрукты, овощи» (прикрепить изображения фруктов и овощей, ориентируясь на
силуэт). Игра «Черепаха». Игра «Соедини слова ЧАСЫ, ЩУКА, ЙОД с соответствующей картинкой». Игра
«Времена года» (подбор одежды к времени года)
Зелёный
куб
Буквы
красного цвета Е, Ё, Ю, Я –
йотированные гласные (по сторонам куба), буква И – на крышке куба (с соответствующими картинками (на велкро).
Буквы
Е, Ё, Ю, Я, И – гласные, которые
пишутся преимущественно после мягких согласных.
Игра
«Собери яблоки». Игра «Малыш» (ориентация на плоскости). Игра «Фигуры»
(прикрепить изображения геометрических фигур, ориентируясь на силуэт). Шнуровка
«Самолёт».
Голубой
куб
Шнуровка
«Паучок». Игра «Найди буквы».
Синий куб
Буквы
красного цвета А, О, У, Э, Ы -
гласные, которые пишутся преимущественно после твёрдых согласных.
Игра «Найди пары». Игра «Бусы»
Фиолетовый
куб
Буквы
серого цвета Ь, Ъ – не являющиеся ни
гласными, ни согласными, обозначающие мягкость/твёрдость предыдущего
согласного.
Игра «Подбери подушечки» (мягкая подушечка к
Ь, жёсткая к Ъ).
Данные пособия изготовил учитель-логопед Ольга Александровна Петрова, педагог высшей квалификационной категории.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.04.2022
Дата обновления: 04.04.2022
Дата публикации: 01.04.2022