Программа АБВГДЕЙКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учре
детский сад К257 «Белочка» г. Улан-Уда комбинированн
го вида
Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан - Удэ, Республика Бурят ,670017
Тел/факс 8(3012)21-60-10, 21-66-57, E-mail: belochka-57@yndex.ru

Рассмотрено:
На заседании Педсовета
Протокол NQ _j___

«_2!!_»

tJJ

202L г
/

/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
подготовка к школьному обучению <<АБВГДЕ
для детей 5-7 лет:

срок реализации (два учебных года).

Выполнила:
С епановна

Г.

Улан - Удэ

1

СОДЕРЖАНИЕ.
I.ЦелевоЙ раздел.

3

1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы
1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативнЬсти

3-4
4-5
5-6

1.4.Краткая психолого-педагогическая характеристика особет ностей
развития детей старшего дошкольного возраста.
11. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности Программы
2.2. Описание форм, способов и методов реализации Программь .

6-8

2.3. Содержание программы.
2.4. Учебный план.
2.5. Перспективное планирование.
2.6.0собенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников.
111. Организационный раздел.
3.1. Описание материально-технического обеспечения програмь ы

11
11-12
12-33
33

3.2. Методическое обеспечение.

34

8
8-11
11

33
33-34

2

1.ЦелевоЙ раздел
1.1 Пояснительная записка

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольн го возраста к
овладению грамотой до школы является особо актуальной. П чинами тому
являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лиц ев, к будущим
первоклассникам. Одно из требований - готовность к овладе ию грамотой,
которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, зв ко-слоговым и
лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в ш олу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом ад птации детей к
новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика оказывает, что
хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя бо ее уверенно в
адаптационный период и имеют больше перспектив для успеш ого обучения в
школе.
В последнее десятилетие увеличилось число детей с
речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у его трудностей
в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъя ляются особые
требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело резко
меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах бучения чтению
и письму в школе такие дети испытывают значительные затру нения, пишут с
ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отн
отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Несмотря на наличие обширной литературы по Д ной проблеме,
недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольн ков грамоте в
системе дополнительного образования, имеющей возможнос ь обращения к
индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ебенка. Поэтому
возникла необходимость в создании дополнительной образовате ьной программы
«АБВГДЕЙКА» по подготовке к обучению грамоте детей стар его дошкольного
возраста. Данная программа так же рассчитана на детей с ОВЗ ( аруmение речи).
За основу построения программы взят исходный ринцип системы
дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами
должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период о учения. «От того,
как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, троение звуковой
формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее
усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). При создании программ 1 и методики её
реализации учитывалось положение л.с. Выготского «о ведущ й роли обучения»,
которое является движущей силой психического развития. Об ение, по мнению
л.с. Выготского, не может осуществляться без реальной де тельности самого
ребенка, поэтому метод практических заданий является в дущим в данной
программе.
Программа по подготовке к обучению грамоте предназн чена для работы с
детьми 5 -7 лет в дошкольном образовательном учреждении Она обеспечивает
целостность педагогического процесса на протяжении дв
лет пребывания
ребенка в старшей и подготовительной группе в дошко ьном учреждении.
3

Возраст детей, участвующих

в реализации

программы - 5-7 лет (1- й год

обучения, дети 5-6 лет; 2-0Й год обучения, дети 6-7 лет).
Реализуемая программа строится на принципе личностно-- азвивающего и
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Нормативными документами разработки Программы я ляются:
I.ФедеральныЙ закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012.
2.Конвенция о правах ребёнка; СанПиН 2.4.1.3049 -13.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 20 3 г. N 1155 "Об
утверждении федерального государственного образователь ого стандарта
дошкольного образования"
4.Устав МБДОУ .N~57 «Белочка» города Улан - Удэ.
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей
является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграц , изменения и
дополнения по мере профессиональной необходимости.
Обучение ведётся на русском языке.

_:

1.2. Цель, задачи и основные
принципы
пр граммы.
Цель программы:
подготовка детей к школе, с ормировать у
дошкольников полноценную фонетическую систему
развивать
фонематическое восприятие и первоначальные
синтеза.
Программа решает следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с буквами русского алфавита;
- закрепить понятие «звук», «буква», «слово»;
- учить детей составлять предложения с заданным к личеством слов,
пользуясь моделями;
- учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ
слова);
- расширять словарный запас детей;
- формировать умение пересказывать, составлять неболь ие рассказы по
картинке.
Развивающие:
разговоров,
развивать речевую деятельность на основе
высказываний;
- развивать интерес к занятиям по обучению грамоте;
- развивать коммуникативную, регулятивную функции реч
- развивать мелкую моторику;
- приобщать детей к художественной литературе.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность в процессе разговорной
-воспитывать культуру речи;
-воспитывать нравственные качества: терпимости, добро елательности по
отношению к окружающим.
Отличительные особенности программы
Занятия строятся на интегрированной основе с широки использованием
игровых методов.
4

Одним из основных разделов данной программы являетс
фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к об ению грамоте
способствует уточнению представлений о звуковом составе язь ка, содействует
усвоению навыков фонетического анализа слов. Для нормаль ого протекания
процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел ди ференцировать
звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ зву вой структуры
слова. Работа с детьми по формированию звуковой стороны реч направлена на
закрепление навыков правильного и отчетливого произношен
всех звуков
родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование
фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, сов ршенствование
интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхан . В программе
«АБВГДЕЙКА» уделяется достаточно времени для развития м лкой моторики,
используя приемы:
-игры с мелкими предметами;
-шнуровки;
-изображения пальчиками предметов;
-графические упражнения.
у спешное решение поставленных задач на занятиях по обучению грамоте

с дошкольниками возможно только при использовании педагогических
принципов.
Педагогические принципы построения программы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учетом
возможностей ребенка);
- систематичности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и
взаимообусловленность всех компонентов программы (от прост го К сложному).
Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение зада и упражнений.
- наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изуча мых объектов и
понятий способствует формированию более полных и че ких образов и
представлений в сознании дошкольников.
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к сво м действиям).
1.3 Целевые
определения

ориентиры
и способь
их результативност

Целевые
ориентиры
К концу первого года обучения дети должны знать уметь:
Чтение:
- делить слова на слоги;
- уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
- членить простые предложения на слова;
- определять место звука в слове;
- давать характеристику звуку;
- самостоятельно составлять предложение;
- составлять рассказ с заданным количеством предложени
- свободно пользоваться и самим составлять звуковые схе ы слов;
- давать характеристику звуку;
5

- уметь работать с кассой букв;
- точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

Письмо (печатание):
- овладевают позой пишущего человека;
- ориентироваться на листе;
- рисовать разнообразные линии;
- делить линию пополам;
- рисовать простые росчерки ("петли", "ленты", "волна" и . д.);
- дорисовывать начатые фигуры;
- вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
- уметь писать (печатать) гласные буквы разных разме ов (крупные и
мелкие);

к концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по серии картин;
- находить слова с определенным звуком;
- составлять сказки, пользуясь моделями букв;
- знать пословицы, поговорки, скороговорки;
- уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
- членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
- составлять слова из слогов;
- делать звукобуквенный анализ слов;
- знать и называть все буквы алфавита;
- уметь составлять схемы слов, предложений;
- устанавливать порядок звуков в слове;
- уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывать естонахождение
гласных и согласных звуков в прямом И открытом слогах и слов
- овладевать сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание):
- писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
- составлять схемы слов;
- выполнять письменные задания у доски;
- списывать с настенной доски слова, предложения;
- осваивать общий темп записи;
- уметь писать заглавные буквы (начало предложения, и на собственные);
- соблюдать пробел между словами;
уметь определять предложение по интонации (вопросительное,
це предложения
повествовательное и восклицательное) и ставить в
соответствующий знак;
1 .4 Характеристика особенностей развития детей стар
возраста.

го дошкольного

Возрастные особенности речевого развития дете
6

Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но качественно и
достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные
обогащается синонимами, антонимами.
В ней появляются слова, обозначающие дифференциров ные качества и
свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее
т.д.), слова,
называющие материалы и их признаки (дерево -деревян ый, стекло
стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка.
в речи простые распространённые предложения,
сложносочинённые конструкции, разные слова для названия
предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять лова, входящие
в активный словарь;
Старшие дошкольники стремятся правильно произн сить слова в
родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб
хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, п следовательно и
выразительно пересказывать литературные произведения без п мощи вопросов
педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Они акти но участвуют в
беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаютс сложности при
составлении рассказов из личного опыта, при описании пре метов. В этом
возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство етей произносят
все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенны анализ слов,
устанавливают последовательность звуков в слове, диффере цируют звуки:
гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие г ие согласные.
Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, прави но используют
соответствующие термины, составляют предложения по картинк м из двух - трёх
слов, определяют порядок слов в предложении.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассу дать и давать
адекватные причинные объяснения, если анализируемые отнош ния не выходят
за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом в зрасте позволяет
детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно р ворачивающиеся
истории. Воображение будет активно развиваться лишь при ус вии проведения
специальной работы по его активизации. Продолжают развиват ся устойчивость,
распределение, переключаемость внимания. Наблюдаетс
переход от
непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает со ершенствоваться
речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети используют практ ески все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Они могу пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и дет и.
Возрастные особенности речевого развития детей
у детей продолжает развиваться восприятие, однако он

не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков. Раз ивается образное
мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и расс ждения, но они в
значительной степени еще ограничиваются наглядньuми приз аками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходит я констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой
информации, приводящими к стереотипности детских обр ов. Продолжает
7

развиваться внимание, оно становится произвольным. В н которых видах
деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей
продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, трамма ический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формир
щихся в этом
возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие с ществительные,
синонимы,
антонимы,
прилагательные
и Т.д. В резуль те правильно
организованной образовательной работы у детей развивается
иалогическая и
некоторые виды монологической речи. В подготовительной
школе группе
завершается дошкольный возраст. Его основные достижения
связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети
осваивают формы позитивного общения с людьми; разви ается половая
идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошк льного возраста

ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностно о развития, что
позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
11. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности Программы.
Программа составлена с учетом реализации меж предметных свя ей по
направлениям в соответствии с ФГОС ДО:
Образовательная область (<<Развитие речи»)

1.Активизация знаний детей о звуковом строении слова;
2.Закрепление умения делить слова на слоги
называть
последовательность слогов, называть из каких звуков состоит сло ,слово;
3.Закрепление знания детей о строении предложения: уметь н ывать слова с
указанием последовательности, строить схемы предложений;
4. Расширение словарного запаса;
5.Способствование развитию любознательности, познавательной
активности.
б.Планирование свои действия в игровой ситуации, выполнять пр вила
игры,
7.Продолжение работу по развитию речевого дыхания.
8.0бучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.
9.Упражнение в составлении букв из палочек, шнуров, лепке букв из
пластилина, вырезании из бумаги, рисовании в воздухе.
Образовательная область (<<Здоровье»)

1.Формирование у детей потребности в ежедневной, активн
деятельности.
2.Формирование правильной осанки.
3.Воспитание выдержки, настойчивость в достижении результато
4.Развитие глазомера.
5.Совершенствовать основные движения, путем введения новых с
координированных видов.
Программа состоит из пяти этапов:

двигательной

1. До буквенный, звуковой период обучения.
8

Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку оказывают, что
речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звук вые игры, цель
которых - выделение в словах определенных звуков.
11. Звуковой анализ слов.

Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать тв рдую и мягкую
пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выд лять все звуки в
словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью ишек (кусочков
картона, пуговиц, мозаики).
111. Буквенный период обучения.

Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с пом щью картинной
азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на
снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые б ы в вывесках
магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучени
интересным.
1V. Слоговой период обучения.

fla первых порах обучения ребенка слог является основной е иницей чтения.
Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это оможет ребенку
избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от сл
чтению словами.
V. Слияние слогов в слова.

В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать рабо у со столбиками
слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнен е очень хорошо
автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс п очитывания, т.к.
относительно новыми для детей в прочитываемых словах всяки раз оказываются
несколько букв, а не все слово целиком.
Основные задачи при работе - развитие звукобуквенного анализа, развитие
фонематического восприятия, подготовка руки к письму - решаются на
протяжении всего учебного года. Предмет изучения - звуки буквы русского
языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие
согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети атся выделять из
слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове,
одновременно дети знакомятся с графическим изображение звуков: красный
квадрат - гласный, синий - твердый, зеленый - мягкий согл сный звук. Затем
детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе - научить детей не путать понятия звук и буква; звук
мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и
буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей ормируется четкое
представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием
образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать
главную задачу - развитие звукобуквенного анализа, а т кже способствует
развитию графических навыков.
На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача н учить детей читать
и писать, основная задача - приобщение детей к матери у, дающему пищу
воображению,
затрагивающему не только
но и
эмоциональную сферу ребенка. Вот почему им предлагаю ся веселые стихи,
загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и звуками, ч о делает обучение
интересным. Работа по данной методике предусма ивает обучение
9

звукобуквенному анализу детей 5 -6 лет на материале
фавита, однако
последовательность изучения отличается от школьной (тра иционной) она
заимствована у Е. В. Колесниковой для второго года обучения и Жуковой для
обучения первого года обучения.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавит
начинается с
гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в ачале слова, в
середине и конце; и обозначаются - красными квадратами. Де и первого года
обучения далее знакомятся с согласными: М, С, Х, Р, Ш, Н, так ак они хорошо
«тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласны и в обратных и
прямых слогах (а-м-м, м-м-а). Затем переходят к чтению коротки слов: мак, оса,
сам, сом, муха ... И.т.Д.
А дети второго года обучения знакомятся с согласными (Л, М, Н, Р),
которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (сто , шар). По мере
ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изучен ыми звуками и
буквами и знакомятся с условным обозначением твердых сог
квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротк
предложений
(МАМА, СОМ. мы МАЛЫ.) и знакомятся с графически
изображением
предложения.
На
занятиях
часто
используются «файлы >,
специально
подготовленные задания для автоматизации навыков слияния бу ,слогов и слов.
А также на занятии используются дидактические игры: «читайкаэ , «раз словечко,
два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предло ения» , «слова
потерялись» И.Т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить
звуковой анализ слова.
Программа в условиях дополнительного образования детей в ДОУ
ориентирована на обучение детей грамоте в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на
2 года.
Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.
Длительность занятий составляет
- в старшей группе - 25 минут,
- в подготовительной группе - 30 минут.
В занятия включены физкультминутки,
которые по воляют детям
расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смы ловые части.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере п явления новых
материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овл деть звуковым
анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить прав льное решение.
У детей развивается интерес к языку, формируется творчес ое мышление,
складывается система знаний о языке.
сваиваются в
Учитывая постепенность
усложнения, эти понятия
определенной последовательности:
•
Звуки окружающего мира;
•
Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
•
Гласны звуки;
•
Согласные звуки (без классификации);
•
Согласны твердые и мягкие;
•
Согласные звонкие и глухи.
10

Параллельно даются понятия:

•
•
•
•
•
•

Слово;
Слог;
Предложение;
Заглавная буква;
Вопросительное предложение;
Ударение.

2.2. Описание форм, способов и методов реализации

Програм ы.

За время обучения формируются умения понимать и вып лнять учебную
задачу, а также формируются такие качества, как усидчивост , терпеливость,
умение общаться со сверстниками, доброжелательность. Обуч ние по данной
программе предполагает использование различных форм, мето ов и средств, с
помощью которых реализуется программа.
ФОРМЫ

организации педагогического процесса:

- специально - организованная деятельность воспитателя с
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная де тельность детей
невозможна без соответствующей среды развития, поэто у необходимо
построить комфортную предметно - развивающую среду;
- работа в прописях и тетрадях;
- работа с книгой;
- использование новых технологий.
Основные методы, используемые

ПРИ реализации

программ

наглядные
рассматривание картин, наблюдение,
видеофильмов, показ образца задания...
- практические - упражнения, игровой метод, моделировани
- словесные - рассказы воспитателя, рассказы
литературы.
для успешной реализации Программы необходимо:
1.Систематически проводить занятия с детьми.
2. Создать развивающую и эмоционально комфортную сре

демонстрация
чтение худ.·

2.3. Содержание программы

Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча
занимает 1 час, 2 занятия по 25 минут и 1 О минут перерыв, 2 раза в неделю.
Предусмотренные программой занятия состоят из нескол ких постоянно
присутствующих видов детской деятельности: познавательн Й, творческой,
двигательной.
2.4. Учебный план (5-6 лет)

11

Наименование курса

1.

2.
3.

1.
2.
3.

Развитие речи и подготовка к
обучению грамоте.
Введение в математику.
Развитие моторики и творческих
способностей. Подготовка руки
к письму
Итого:

Кол-во
часов
неделю

Кол-во часов год
в

2

64

1

32

1

32

4

128

Учебный план (6 -7 лет)
Кол-во
Кол-во часов год
Наименование курса
часов
в
неделю
2
64
Развитие речи и подготовка к
обучению грамоте.
32
1
Введение в математику.
32
1
Развитие моторики и творческих
способностей. Подготовка руки
к письму
128
Итого:
4
2.5. Перспективное планирование

Перспективное планирование по развитию моторики, творче ких
способностей, подготовки руки к письму (5-6 лет).
N~
1

тема

кол-во занятий
1

2

Техника безопасности при работе с инструментами.
Учимся правильно держать карандаш и тетрадь, посадка
при письме.
UUтриховка.

3

Прописывание цифры о. Задания на логику.

1

4

UUтриховка.

1

5

Прописывание цифры 1. Раскраска по номерам.

1

6

Дикие и домашние животные. Штриховка,

1

7

Прописывание цифры 2. Раскраска по номерам.

1

8

Дикие и домашние животные. Штриховка.

1

1

12

9

Прописывание цифры 3. Раскраска по номерам.

1

10

Прописывание элементов по точкам.

1

11

Прописывание цифры 3. Раскраска по номерам.

1

12

Штриховка «Овощи и фрукты».

1

13

Прописывание цифры 4. Раскраска по номерам.

1

14

Прописывание узоров.

1

15

Прописывание цифры 5. Раскраска по номерам.

1

16

Прописывание элементов по точкам.

1

17

Прописывание цифры 6. Раскраска по номерам.

1

18

«Дорисуй узор». Штриховка.

1

19

Прописывание цифры 7. Раскраска по номерам.

1

2

«Дорисуй узор». Штриховка.

1

21

«Одежда». Штриховка.

1

22

Прописывание цифры 8. Раскраска по номерам.

1

23

ПИсьмо по линиям.

1

24

Прописывание цифры 9. Раскраска по номерам.

1

25

Дорисуй предмет.

1

26

Прописывание цифры 1 о. Раскраска по номерам.

1

27

ПИсьмо по линиям.

1

28

Знаки +; -; =: Решение примеров.

1

29

ПИсьмо элементов букв.

1

30

Рисование по номерам.

1

31

Письмо элементов букв. Дорисуй предмет.

1

32

Задания на логику.

1
32

Всего занятий:

Перспективное планирование по развитию моторики, тв ррческих
способностей, подготовки руки к письму (6-7 лет

~.

.N~
1.

кол-во занятий

тема
Правильная посадка при письме. Правильно
карандаш, ручку, тетрадь. Правила штриховки.

держим

1

13

2.

3.

Знакомство с тетрадями в клетку, линейку. Письмо
элементов букв, цифр.
Печатная буква А а; У у.

1

4.

Письмо цифр 1,2.

1

5.

Письмо буквы 0,0; М,м.

1

6.

Письмо цифр 3,4.

1

7.

Письмо букв С,С

1

8.

Письмо цифры 5, элементы цифр.

1

9.

Письмо слогов ам, ум, уа, ау.

1

10.

Письмо цифры 6, штриховка, графические упражнения.

1

11.

Письмо слогов ас, ус, ос.

1

12.

Письмо цифры 7, знаки +,-,=.

1

13.

Письмо Буквы Х,х.

1

14.

Письмо цифры 8, запись примеров.

1

15.

Письмо буквы Р,р.

1

16.

Письмо цифры 9, запись примеров.

1

17.

Письмо буквы Ш,ш; ы.

1

18.

Письмо цифры 1 о, графические упражнения.

1

19.

Письмо буквы Л,л; Н,н.

1

20.

Запись примеров. Графические упражнения.

1

21

Письмо буквы К,к; Т,т.

1

22

Графические упражнения. Запись примеров.

1

23

Письмо букв И,и; П,п.

1

24

1

25

Знаки «больше», «меньше», «равно». Запись «равенства»
и «неравенства» .
Письмо букв й; Г,г; В,в.

1

26

Запись примеров. Графический диктант.

1

27

Письмо букв Д,Д; Б,б.

1

28

Графический диктант.

1

29

Письмо букв Ж,ж; ъ,ь,

1

30

Письмо букв Я,я; Ю,ю

1

31

Письмо букв Ч,ч; 3,э; Ё,ё.

1

1

14

32

I Письмо букв Ф,ф; Щ,Щ

Всего занятий:

.M~
1

2

3

4

5

б
7

8

1
32

Перспективное планирование по введению в математию (5-6 лет)
Тема занятия.
Программное содержание.
Кол-во
часов.
Счет предметов.
Выявить понимание пространстве !Иных
1
Ориентировка в
отношений в группе реальных пре дметов
пространстве.
и в группе предметов, изображень ыхна
картинке, предметно-игровое дей: твие на
дифференцировку пространствент ых
отношений
Счет предметов.
Учить ориентироваться в простра нстве с
1
Величина.
помощью слов «впереди», «сзади: ,
«вверху», «внизу», «слева», «спр: ва»,
считать предметы в пределах 5, ут- ить
сравнивать предметы по величине ,
развивать мышление.
Количественный состав Закреплять количественный сост ав числа 1
чисел (до 5).
до 5; уточнить форму предметов.
Форма предметов.
1
Научить выделять часть совокупн ости,
Группы предметов.
разбивать предметы на части по
Счет.
заданному признаку; развивать
логическое мышление; закрепить ~ение
сравнивать фигуры по цвету и фо рме.
1
Учить считать предметы, дать
Счет предметов до б.
элементарное представление о со: таве
числа б; учить удерживать в памя типри
выполнении математических дейс твий
нужное условие и сосредоточеннс
действовать в течении 15-20 мин.
1
Закрепить навык счета предметов до 7,
Счет предметов до 7.
закрепить умение сравнивать чис Ia
1
Учить считать предметы до 8, рег Iать
Счет предметов до 8.
задачи в стихах; формировать
элементарные представления о со ставе
числа 8.
1
Учить выполнять счет предметов до 9,
Счет предметов до 9.
дать элементарное представление о
составе числа 9,УЧИТЬ действоват 1>
сосредоточенно при выполнении
математических действий в течен ии 15-20
15

9

Счет предметов до 1 О.

10

Отсчитывание
предметов в пределах
10 по образцу.

11

Сравнение группы
предметов. Деление
предметов на
несколько равных
частей.

12

13

Порядковый счет до 6.
Деление полоски
бумаги на 2 равные
части.
Порядковый счет до 7.

14

Порядковый счет до 8.

15

Порядковый счет до 9.

16

Порядковый счет до
10.

мин.
Упражнять в счете до 1 О; закрепитъ
знания о геометрических фигурах учить
классифицировать по одному пр изнаку,
упражнять в определении на глаз
величины предметов «выше» (ент же»),
Закрепить порядковый счет, счет ~
пределах 10, обобщать знания о
геометрических фигурах; дать
элементарные представления о составе
чисел от 1 до10.
Закрепить умение сравнивать 2 предмета
контрастного и одинакового разм ера по
длине, ширине, высоте, толщине 1:
общему объему (приемы приложе ния и
наложения, а также на глаз). Учи ь
выполнять деление предмета на
несколько равных частей, закреплять
умение, сравнивать предметы.
Учить
выполнять порядковый
счет до
6,
дать
элементарные представления о сч ете
чисел до6.
Учить выполнять порядковый сче Т до 7,
дать элементарные представлени о
порядковом счете чисел до 7, учить
удерживать в памяти при выполнении
математических действий нужно
условие и сосредоточенно действ овать в
течение 15- 20 мин.
Учить выполнять порядковый сч т до 8,
сравнивать два множества предм этов,
расположенных в один ряд, отвез ать на
вопросы: «Сколько предметов' »,
«Какой по счету?» дать элементарные
представления о порядковом счете чисел
до 8.
Формировать навыки порядковот о счета;
учить удерживать в памяти при
выполнении математических дей ствий
нужное условие и сосредоточенн о
действовать в течении 15-20 мин.
Учить выполнять порядковый счет до 1 О,
отвечать на вопрос «Какой по счету?»;
закрепить навык прямого и обре тного
счета в пределах 1 О.

1

1

1

1

1

1

1

1

16

17

18

19

20

21

22

23

Порядковый счет до 10. Упражнять в счете в пределах 1 О 3
Дни недели.
прямом И обратном порядке, в
умении различать количественны ~ и
порядковый счет в пределах 1 О;
закрепить знания о составе чисел в
пределах 1 О, о последовательности дней
недели, времен года, месяцев гош ; учить
отвечать на вопросы «Сколько вс ~гo?»,
«Какой по счету?»
Сравнение предметов
Закреплять умение сравнивать пр едметы
по величине и цвету.
по длине, ширине, цвету; повтори ть
порядковый счет; развивать
пространственное мышление; УЧ~ ть
отвечать на вопросы «Какой?»,
«Который?»
Сравнение предметов
Учить сравнивать предметы по ве личине,
по величине ( длине,
дать элементарное представление о
ширине, высоте.).
сравнении предметов по величине; учить
удерживать в памяти при выполнении
математических действий нужное
условие и сосредоточенно действовать в
течение 15- 20 мин.
Закономерность
Учить сравнивать предметы по ве личине,
расположения
не прикладывая, их друг к другу;
предметов.
закреплять умение располагать п эедметы
Сравнение предметов
в заданном порядке
по величине.
Понятие «мерка».
Учить измерять и сравнивать стороны
квадрата с помощью мерок; учит р
удерживать в памяти при выполнении
математических действий нужно ~
условие и сосредоточенно действ овать в
течении 15- 20 мин.
Учить выполнять измерения с помощью
Измерение с помощью
мерки сторон прямоугольника; учить
мерки сторон
удерживать в памяти при выполи ении
прямоугольника.
математических действий нужное
условие и сосредоточенно дейсп овать в
течении 15- 20 мин.
Учить уравнивать группы предметов
Уравнивание групп
разными способами: прибавление и
предметов разными
убавление предметов; учить уде] живать в
способами.
памяти при выполнении матемаз ических
действий
нужное
условие
и
сосредоточенно действовать в течении
15-20 мин.

1

1

1

1

1

1

1

17

24

25

Геометрические
фигуры: треугольник,
квадрат,
четырехугольник.
Геометрические
фигуры.

26

Геометрические
фигуры: круг и овал.

27

Составление узора из
геометрических фигур.

28

Ориентировка в
пространстве.

29

Расположение
предметов на
плоскости.

30

Создание ритмических
узоров.

31

Части суток: утро,
день, вечер, ночь.

32

Использование
понятий

Дать элементарное представление о
геометрических фигурах; учить р азличагь
геометрические фигуры.

1

Закреплять знания опризнаках разных
геометрических фигур; учить наз ывать и
сравнивать геометрические фигур ы,
оперировать ими при составлениь
фигуры из них.
Закреплять знания опризнаках
геометрических фигур: овал, круп; уметь
сравнивать, описывать фигуры.
Учить составлять узор из геометрических
фигур; определять из каких фигу]
составлено изображение; развивать
внимание логическое мышление;
формировать умение классифицировать
фигуры по цвету, форме и величине.
Дать элементарное представление об
ориентировке предметов в простр анстве;
учить удерживать в памяти при
выполнении математических дей твий
нужное условие и сосредоточенн )
действовать в течении 15-20 мин.
Формировать умение ориентироваться в
пространстве; дать элементарное
представление о расположении
предметов на плоскости; ориентфювки в
окружающем пространстве, учит)
понимать смысл пространственнт rx
отношений; сосредоточенно действовать
в течение 15-20 минут; уметь раб отать
коллективно; активно и доброже, ательно
взаимодействовать с педагогом и
сверстниками.
Дать элементарное представлени ~ о счете
времени, учить создавать ритмические
узоры.
Учить определять части суток, Д2ТЬ
элементарное представление о части
суток; учить удерживать в памят 1: при
выполнении математических д€ йствий
нужное
условие и сосредоточенно
действовать в течении 15-20 ми {.
Учить использовать понятия «сначала
«потом», «раньше»; развивать y:rv ение

1

1

1

1

1

1

1

1
18

«сначала»,

устанавливать последовательност

«потом»,
«раньше».

различных событий

>

Перспективное планирование по введению в матев яатику
(6-7 лет)
N'!!

1.

2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

тема
Кол-во занятий
Выявление подготовленности к обучению математике.
1
Счет предметов на основе наглядности до 20 прямой и
обратный.
Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой.
Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов
5
до 20 и обратно. Знакомство с геометрическими
фигурами: треугольник, прямоугольник, круг, ромб, овал,
трапеция.
3
Пространственные и временные отношения «налево»,
«направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около»,
«раньше», «позже».
2
Повторяем числа и цифры. от 1 до 10.
1
Число одиннадцать, запись числа 11.
1
Число двенадцать, запись числа 12.
1
Число тринадцать, запись числа 13
1
Число четырнадцать, запись числа 14.
1
Число пятнадцать, запись числа 15.
1
Число шестнадцать, запись числа 16.
1
Число семнадцать, запись числа 17.
1
Число восемнадцать, запись числа 18.
1
Число девятнадцать, запись числа 19.

Число двадцать, запись числа 20.
Знакомство с математическим знаком «-» (минус).
Знакомство с математическим знаком «+» (плюс).
Знакомство с математическим знаком «=» (равно).
Решение примеров.
14.
Повторение изученного.
16.
Закрепление изученного. Логические задачки.
Всего занятий:

1
1
1
2
2
5
32

19

Перспективное планирование по развитию речи
обучению грамоте (5-6 лет)
Сроки
проведения

Колво
часов
2

Тема занятий

I

подготовка к

Зад чи

Осень.
«Слово»

Познакомить детей с понятиями:
СЛОВО, учить выш лять из речи
слова, учить состав [Ять предложения с
заданным словом, в эспитывать умение
слушать речь други ~ детей.

2

На лесной опушке.
Понятие «звук»

-Познакомить с понятием «звую> «буква», дать знани~ о том, чем они
отличаются.
-Учить различать р( чевые звуки от не
речевых.
- Звуки бывают гла: ные и согласные,
твердые и мягкие, г пухиеи звонкие.

2

Детский сад.
Звук [А]

-Познакомить с новым звуком [А].
-Учить выделять зв из ряда гласных
звуков, закрепить н авыки четкого
произношения звук а [А].
- Знакомство с буквой.
-Учить определять често данного
звука в словах.
-Выделение началь ого ударного и
безударного гласного звука «А».
-Развитие вниманm и памяти (работа с
прописью).
-Знакомствосусло ным обозначением
гласных (красный Е вадрат).

2

Огород. Звук [О]

-Познакомить с но! ым звуком [О]. Знакомство с букве й.
-Закреплять умение выделять звук из
ряда гласных звуков,
-выделять начальнттй ударный
гласный,
-закрепить навыки fieTKoro
произношения ЗВУЕ а [О],
-учить определять иесто данного звука
в словах.
-Формировать навьIКИ анализа и
синтеза слогов тип : ОП, АОЭ, ИОУ,
ОУА.
20

J

=-

~

~

С

vк

-Знакомство сусло ным обозначением
гласных (красный к вадрат).
2

Сад. Фрукты.
Звук [У]

-Познакомить с нов ым звуком [У].
- Знакомство с бук ой.
- Учить выделять з вук из ряда
гласных звуков,
-выделять начальнь йударный
гласный,
-закрепить навыки 1: еткого
произношения звук, [У] (с опорой на
модель вртикуляцит ),
- учить определять ~ есто данного
звука в словах (нача jло, середина,
конец слова).
-Развивать внимани и память.
-Знакомство суслов ным обозначением
гласных (красный ю адрат).

2

Поздняя осень.
Звук [И]

-Познакомить с нов ~ звуком [И].
- Знакомство с букв й.
-Закреплятъ умение выделятъ звук из
ряда гласных эвуков ,
-выделять началънь йударный
гласный,
-закрепитъ навыки ч еткого
произношения ЗВУК8 [И],
-учить определять м есто данного звука
в словах.
- Формировать навь ки анализа и
синтеза слогов типа: АИ,ОА,АИО,
ИУ,АУИ.
-Знакомство суслов ным обозначением
гласных (красный КI адрат).

2

Одежда.
Звук [Ы]

-Познакомить с НОВI IМ звуком [Ы]. Знакомство с буквой .
-Закрепить навыки
четкого произношен ия звуков [Ы], в
слогах, в словах;
-развивать фонемать [ческий слух.
-Учить различать ок рнчания
существительных в ~ динственном и
множественном чисз е, вьщелять
последний гласный' вук В словах.
-Учить делить слова на слоги.
-Звуковой анализ сш ь мы. ОСЫ,
СОМЫ.

.Q

t=.
=

~
~

=

21

2

Наша родина - Россия.
Звук [Н], [НЬ]

2

Моя малая Родина.
Звук [С], [СЬ] Звуки [С] - [3]

2

.Q
\е

=-~
:.:QjI

~

Профессии.
Звук [К], [КЬ]

-Закрепить навыки раэличения и
правильного произ ~ошения звуков
[Н], [НЬ] в слогах, в словах, фразах;
-развивать фонема ический слух;
-закреплять умени ~ выделять звуки в
начале, середине и ~ конце слова.
-Закреплять
умение дифференц ~pOBaTЬ мягкие и
твердые согласные.
-Звуко - слоговой анализ слогов и
слов.
-Закреплять умение делить слова на
слоги.
-Развивать память, внимание,
мьппление.

-Знакомство со эвут ом [С], [СЬ].
-Закрепить навыки различения и
правильного произ ошения звуков [С]
- [СЬ], в слогах, в с повах, фразах;
- Учит дифференци ровать звонкие и
глухие согласные.
-Развивать фонема ический слух;
-закреплять умени выделять звук [С],
[СЬ] в начале, сере тине и в конце
слова.
-Учить делить слов ана слоги.
-Звуко - слоговой а нализ слов: ОСА,
ЛОСИ.
-Знакомство со зву ком [К], [КЬ].
-Закрепить навыки ртроизношения и
различения этих зв VКOB В слогах,
словах, фразах;
-развивать фонема ический слух.
-Учить запоминап и воспроизводить
цепочки слогов со меной ударения.
-Характеристика ЗЕ ука.
-Определение мест ~ звука в слове. Формирование ана fmза и синтеза
обратных слогов, преобразование в
прямые.
-Звуковой анализ с ~OBaKOT.
-Четкое произнесег ие звука К,
знакомство с буква й.
-Звуковой анализ, ( оставление схем
слогов.
-Работа с разрезноi азбукой,
составление слов: ;, вак, рак, лук

22

2

Моя семья.
Звук [Т], [ТЬ]

-Знакомство со зву ом [Т], [ТЬ].
Закрепить навыки четкого
произношения звув ов [Т], [ТЬ] в с
логах, словах, фраз ах.
-Знакомство с букв эй.
-Звуковой анализ, ( оставление схем
слогов.
-Деление слов на с оги.
-Закреплять умение определять место
данного звука в сле вах.
-Закрепить умение цавать
характеристику зву КУ.
-Формировать навь пси анализа и
синтеза слогов ТИПе : АТ, ИТ, УТ, ОТ,
ТУ, ТО, ТИ, ТА.

2

Зима. Природные явления.
Звук [Л], [ЛЬ]

-Знакомство со эвуз ом [Л], [ЛЬ].
развивать фонемат ический слух;
определение позиц и звука в словах.
-Закреплять умение выделять звуки в
начале, середине и ~ конце слова.
-Деление C~OB на CJ оги.
-Звуко - слоговой а нализ слогов и
слов.
-Закреплять
умение дифференц ровать мягкие и
твердые согласные.
- Повторить поняти ~ «гласные и
согласные звуки», I х отличительный
характер.
- Обозначение звук определённым
цветом.

2

Зимующие птицы.
Звук [Р], [РЬ]

-Знакомство со звут ом [Р], [РЬ].
-Закрепить навыки эазличения и
правильного произт ошения звуков [Р],
[РЬ] в слогах, в сло ах, фразах;
развивать фонемать :ческий слух;
закреплять умение ыделять звуки в
начале, середине и конце слова. Закреплять умение цифференцировать
мягкие и твердые С( гласные.
-Деление слов на сл оги.
-Звуко - слоговой а нализ слогов и
слов.
-Развивать память, нимание,
мышление.

23

2

Новогодний праздник.
Звук [В], [ВЬ]

-Знакомство со зву ком [В], [ВЬ].
-Закрепить навыки различения и

правильного произ ношения звуков [В],
[ВЬ] в слогах, в слсвах, фразах;
-развивать фонема ический слух;
-закреплять умение выделять звуки в
начале, середине и ~ конце слова.
-Закреплять
умение дифференц ироватъ мягкие и
твердые согласные
-Звуко - слоговой ~ нализ слогов и
слов.
-Звуковой анализ, ( оставление
схем слогов и слов.
2

Транспорт.
Звук [Е]

-Знакомство со зву: ом [Е].
-Развивать фонемаз ический слух.
-Познакомить с гласным и его
обозначением цвет м.
-Составление предг ожений.
-Выделение звука и з слова, деление
слов на слоги.
-Составление слов данным звуком.
-Работа со схемой Е словам: Ель, ЕЛА.

2

Дикие животные.
Звук [П], [ПЬ]

Закрепить навыки I азличенияи
четкого произноше ния звуков [П],
[ПЬ]. Учить давать рсарактеристику
согласному звуку. Развивать
фонематический слfx; формировать
навыки анализа и с ~нтезаслогов, типа:
АП, ИП, УП; разви ать память,
внимание.

2

Домашние животные.
Звук [М], [МЬ]

-Знакомство со звут ом [М], [МЬ].
-Закрепить навыки произношенияи
различения звуков М] - [МЬ] в слогах,
словах.
-Учить запоминать и воспроизводить
цепочки слогов со с меной ударения.
-Характеристика зв VКa.
-Знакомствос поня ием «звонкий»
звук.
-Определение месп звука в слове. Формирование анагrизаи синтеза
обратных слогов.
- Познакомить со ЗI укослоговой схемой слрва.
- Звуковой анализ с IIOBaMAМA.

J

=-==:1
=:==

24

2

Мебель.
Звук [З], [ЗЬ] Звуки

э-с

-Четкое произнесеь ие звука «З»,
знакомство с буквой.
-Звуковой анализ, с оставление
схем слогов и слов.
-Четкое произнесен иеи
характеристиказву ков С, З.
-Дифференциация : вуков в слогах,
словах.
-Составление схем предложений.
-Подбор картин на аданные звуки.

2

Игрушки.
Звук [Б], [БЬ]Звуки [Б] - [П]

-Знакомство со зву, ом: -Закрепить
навыки различения и правильного
произношениязвук рв [Б], [БЬ] в
слогах,всловах,ФI азах;
-Учит дифференци] овать звонкие и
глухие согласные.
-развивать фонемат ический слух;
-закреплять умение выделять звуки в
начале, середине и конце слова.
-Закреплять
умение дифференц ровать мягкие и
твердые согласные.
-Звуко - слоговой а нализ слогов и
слов.

2

Нamаармия.
Звук [Д], [ДЬ] Звуки Т - Д

-Знакомство со звук ом [Д], [ДЬ].
-Закрепить навыки различения и
правильного произъ ошения звуков [Д],
[ДЬ] в слогах, в ело вах, фразах;
- Закреплять умени<
дифференцировать лухие и звонкие
согласные.
- развивать фонемаз ический слух; закреплять умение ьщелять звуки в
начале, середине и конце слова.
-Закреплять
умение дифференци ровать мягкие и
твердые согласные.
-Деление слов на сл оги.
-Звуко - слоговой aJ ~ализ слогов и
слов.

.,Q

~

=-=~

е

25

2

Весна.
Звук [Я]

-Познакомить с гш сным звуком «я» и
его обозначением.
-Учить писать печа тную букву я.
-Упражнять в чтен и парных слогов
МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, l-J А-ня .......
-Знакомство сусло вным обозначением
мягкого согласногс -СИНИЙ
КВАДРАТ.
- Развивать фонема тический слух.

2

Мамин праздник.
Звук [Г], [ГЬ] Звуки КГ

-Знакомство со зву ом [Г], [ГЬ].
-Закрепить навыки различения и
правильного произ юшения звуков [Г],
[ГЬ] в слогах, в сло вах, фразах;
развивать фонемат ческий слух;
закреплять умение выделять звуки в
начале, середине и в конце слова.
- Закреплять
умение дифференц ироватъ мягкие и
твердые согласные
-Деление слов на сз оги.
-Звуко - слоговой ~ нализ слогов и
слов.
-Четкое произнесеь иеи
характеристиказву ков К, Г.
-Дифференциация вуков в слогах,
словах.
Составление схем 1 редложений.
-Подбор картинок а заданные звуки.

2

Творчество детских писателей и
поэтов.
Звук [Ч]

-Знакомство со зву ом [Ч].
-Закрепить навыки различения и
правильного произ юшения звуков [Ч]
в слогах, в словах, рразах:
-развивать фонема ический слух; закреплять умение выделять звуки в
начале, середине и в конце слова.
-Обратить внимани е на то, что звук
«Ч» всегда мягкш .
-Уточнить условн ае обозначения слов
в схеме предложен fiЯ (слово - предмет
, слово - Д эйствие =====).
- Деление слов на ( логи.
-Звуко - слоговой шализ слогов и
слов.

~

=-=

~

26

2

Перелетные птицы весной.
Звук [Ш]

-Знакомство со звуком [Ш].
-Четкое произнесе ие и
характеристика звука «Ш», знакомство
с буквой.
-Подбор картинок ~a изучаемый звук.
-Деление слов на с оги.
-Звуко - слоговой ~ нализ слогов и
слов.
-Воспроизведение логовых рядов и
схем типа АШ-ОШ УШ-ША-ШО-ШУ.
-Работа на закрепление букв, слогов.
-Чтение коротких
предложений (На Ро-ма, шар.)

2

Растения.
Звук [Ж]

-Знакомство со звут ом [Ж]. Закрепить
навыки различения и правильного
произношения звук эв [Ж] В слогах, в
словах, фразах; раз ивать
фонематический слух; закреплять
умение выделять звуки в начале,
середине и в конце рлова.-Обратить
внимание на то, что звук [Ж] - всегда
твердый.
-Деление слов на слоги.
-Звуко - слоговой aJ ализ слогов и
слов.
Закрепить навыки различения звуков
[З] - [Ж] в слогах, с] овах.
Познакомить со словами,
обозначающими пр дмет, действия,
признаки.

2

Космос.
Звук [Й]

-Знакомство со звуком [И].
-Закрепить навыки] равильного
произношения звукс в [Й] В слогах, в
словах, фразах;
-развивать фонемать ческий слух;
учить определять позицию звука в
словах.

2

Труд людей весной.
Звук [Х]

Знакомство со звуком [Х], [ХЬ].
-Закрепить навыки I азличения и
правильного произн ршениязвуков
[Х], [ХЬ], в слогах, Е словах, фразах;
развивать фонемати еский слух; учить
выделять звук [Х] в начале, середине и
в конце слова.

27

2

Насекомые.
Звук [Ю]

-Знакомство со звуком [Ю].
-Развивать фонема гический слух.
-Познакомить с гласным и его
обозначением.
-Учить писать печатную букву Ю.
-Упражнять в чтен и парных слогов
му-мю, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ
.

2

День Победы.
Звук [Ц]

-Знакомство со ЗВУ1 ом [Ц].
-Закрепить навыки различения и
правильного произ юшения звуков
[Ц], в слогах, в сло ах, фразах;
-развивать фонема: ический слух; закреплять умение выделять звуки в
начале, середине и ~ конце слова.
-Обратить внимание на то, что звук
«Ц» - всегда твердый.
-Деление слов на слоги.
- Работа со схемой редложения.
-Звуко - слоговой анализ слогов и
слов.
- Развивать память, внимание,
мышление.

2

Признаки поздней весны.
Звук [3]

-Знакомство со звуком [3].
-Закреплять умение выделять звук из
ряда гласных эвукоз , выделять
начальный ударный гласный,
закрепить навыки чl ткого
произношения ЗВуке [3], учить
определять место данного звука в
словах.
- Формировать навь ки анализа и
синтеза слогов.

4

Здравствуй,лето!
Звук [Щ]

-Знакомство со звуком [Щ].
-Закрепить навыки I азличения и
правильного произнршения звуков
[Щ] в слогах, в словах, фразах;
-развивать фонемап ческий слух;
-закреплять умение выделять звуки в
начале, середине и в конце слова.
-Обратить внимание на то, что звук Щ

- всегда мягкий.
-Деление слов на сш ги.
-Звуко - слоговой а! ализ слогов и
слов.
-Работа с предложев ием и схемами к
словам и предложен ~ЯМ.

28

2

2

Первые цветы.
Звук [Ф], [ФЬ]

-Знакомсгво со

ЗВУЮ

м [ф], [Фь].

Закрепить навыки различения и
правильного произн эшения звуков
[ф], [ФЬ] в слогах, в словах,
фразах; развивать Ф нематический
слух; закреплять УМ( ние выделять
звуки в начале, сере1i"ине и в конце
слова.
-Закреплять
умение дифференци ровать мягкие и
твердые согласные.
-Деление слов на сл вги.
-Познакомить со схемой
предложения.
-Звуко - слоговой ат ализ слогов и
слов.

Домашние птицы.
Звук [Ё]

-Знакомство с гласным звуком [Ё] и
его обозначением.
Развивать фонематический слух.
Учить писать печат ую букву Ё.
Упражнять в чтении парных слогов
СО - сЁ
.
Мягкие согласные.

Учебно-тематический план второго года.
Перспективное планирование по развитие речи и подготовка к обучению
грамоте по букварю Н. Жуковой (6-7 лет)

Тема
Звук [а] и буква А,а.

2

Звук [у] и буква У,у.

3

Звук [о] и буква 0,0.

4

Звук [м], [ м'] и буква
М,м.

5

Звук [с], [с'] и буква С,
с.

6

Учимся соединять
буквы в слоги.

7
8

Читаем слитно!
Путешествие в страну

Программное содержат ие.
Учить выделять звук [а] из речт .
Познакомить с буквами А,а. Ра: вивать
фонематический слух.
Учить выделять звук [у] из реч ~.
Познакомить с буквами У,у. Раввивать
фонематический слух.
Учить выделять звук [о] из речи.
Познакомить с буквами 0,0. Развиваль
фонематический слух.
Определять место звука в слов х. Учить
узнавать букву М. Читать знаю мые буквы.
Определять место звука в слов х. Учить
узнавать букву с. Читать знаксмые буквы.
Учимся слиянию буквы в один слог.
Учимся узнавать на слух сколько звуков в
словах.
Учимся слиянию буквы в один слог.
Определять место звука в словах. Учить
29

звуков и букв. (Звук и

9

10

111
12

13

14

15

I
! 16

117
18

119
20

I
121
I

I

22

I
123

I

-

-~

буква Х)
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Р)
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Ш)
Чтение слов с буквами
C-lU
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква ы)
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква л)
Учимся читать
предложения из двухтрёх слов.
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Н)
Учимся читать
предложения из двухтрёх слов.
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква К)
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Т)
Путешествие в страну
1ВУКОВ И букв. (Звук и
буква и)
Учимся читать
предложения из двухтрёх слов.
Путешествие в страну
звуков И букв. (Звук и
буква П)
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква
З)
1-Учимся читать
предложения из двухтрёх слов.

узнавать букву

х. Читать

знакоь ые буквы.

Определять место звука в слова · Учить
узнавать букву Р. Читать знаком ые буквы.
Определять место звука в слова · Учить
узнавать букву ш. Читать знака мые буквы.
Читаем знакомые буквы.
Определять место звука в слова 1". Учить
узнавать букву ы. Читать знакоь ые буквы
Определять место звука в слова · Учить
узнавать букву Л. Читать знакоэ ые буквы
Формируем навык чтения.

Определять место звука в слова )(. Учить
узнавать букву ы. Читать знака гые буквы
Формируем навык чтения.

Определять место звука в слова х. Учить
узнавать букву К. Читать знака иые буквы
Определять место звука в слова х. Учить
узнавать букву Т. Читать знака иые буквы
Определять место звука в слова х. Учить
узнавать букву и. Читать знака мые буквы
Формируем навык чтения.

Определять место звука в слове х. Учить
узнавать букву п. Читать знака мые буквы
Определять место звука в слов: х. Учить
узнавать букву З. Читать знака мые буквы
Формируем навык чтения.

30

I Путешествие

124

25

26

27

I
128

29
30

31

l

11".") 2

I
I

133

I
I

34
I

135

I

-

36

37

I
1 38

139

в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Й)
Учимся читать
предложения из двухтрёх слов.
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Г)
Повторение
пройденного.
Учимся читать
предложения из двухтрёх слов.
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква В)
Учимся читать текст.
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Д)
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звуки и
буквы Д - Т)
ПУ'1 ешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Б)
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звуки и
буквы Б - П)
llутешествие в страну
35звуков и букв. (Звуки
36и буквы Б - П)
Путе37шествие в страну
звуко38в И букв. (Звук и
39буква Ж)
г- _.- ----_.
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звуки и
буквы Ж - З)
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звуки и
буквы Ж - Ш)
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Е)
Учимся читать текст

Определять место звука в слова х. Учить
узнавать букву Й. Читать знако мые буквы
Формируем навык чтения.

Определять место звука в слова х. Учить
узнавать букву Г. Читать знакоь ые буквы
Формируем навык чтения.

Определять место звука в слова ~. Учить
узнавать букву В. Читать знакоь~ыe буквы
Формируем навык чтения.
Определять место звука в слова · Учить
узнавать букву Д. Читать знакоэ ые буквы
Чтение предложений на знаком! те буквы.

Определять место звука в слова · Учить
узнавать букву Б. Читать знаком ые буквы
Чтение предложений на знаком! те буквы

Чтение предложений на знаком! те буквы

Определять место звука в слова · Учить
узнавать букву Ж. Читать знако иые буквы
Чтение предложений на знаком! те буквы

Чтение предложений на знаком! ге буквы

Определять место звука в слова · Учить
узнавать букву Е. Читать знаком ые буквы
Формируем навык чтения.
31

140
41

Путешествие в страну
звуков и букв ь.
Путешествие в страну
'ЗГ3УКОВ

И

Роль Ь знака в словах.
Определять место звука в слова

букв. (Звук и

буква я)
42
, Учимся читать тексты
I отвечать на вопросы.
Учимся читать тексты
143
отвечать на вопросы.
44
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Ю)
45
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Ё)
46
Учимся читать тексты
отвечать на вопросы
47
Учимся читать тексты
на вопросы
-, отвечать
- 48
Учимся читать тексты
I
отвечать на вопросы
149
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
буква Ч)
50
Учимся читать тексты
I
отвечать на вопросы
Путешествие в страну
151
звуков и букв. (Звук и
буква Э)
51
Путешествие в страну
звуков ибукв. (Звук И
буква Ц)
153 -iУ(III\IСЯ чптатъ тексты
отвечать на вопросы
Путешествие в страну
54
звуков и букв. (Звук и
буква Ф)
I
I 55
Путешествие в страну
звуков и букв. (Звук и
I
буква Щ)
Путешествие в страну
56
звуков и букв Ъ.
I 57- 64 Учимся читать тексты
I
I отвечать на вопросы
Также в программу включены
внимания, памяти, мышления,

узнавать букву

я.

· Учить

Читать знакоь ые буквы

и

Формируем навык чтения.

и

Формируем навык чтения.
Определять место звука в слова · Учить
узнавать букву Ю. Читать знако мые буквы
Определять место звука в слова · Учить
узнавать букву Ё. Читать знакоь ые буквы

и

Формируем навык чтения.

и

Учимся читать тексты и отвечал ь на
вопросы
Учимся читать тексты и отвечат ь на
вопросы
Определять место звука в слова ~. Учить
узнавать букву Ч. Читать энакот гые буквы

и

I

и

Учимся читать тексты и отвечал ь на
вопросы
Определять место звука в слова х. Учить
узнавать букву э. Читать знако иые буквы
Определять место звука в слова ре. Учить
узнавать букву ц. Читать знако мые буквы

и

Учимся читать тексты и отвеча ь на
вопросы
Определять место звука в слова х. Учить
узнавать букву Ф. Читать знако мые буквы
Определять место звука в слов, х. Учить
узнавать букву Щ. Читать знак рмые буквы

,

Родь Ъ знака в словах.
Учимся читать тексты и отвеча гь на
вопросы
задания на развитие познавательнь х процессов:
логики, воображения и подготовки руки К письму.
и

32

2.5. Особенности

взаимодействия

педагогического коллект ва с семьями

воспитанников
с родителями позволяет лучше узнать потребности в приоб етаемых
знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества
системе
«родитель - педагог», повышает рефлексию педагога, повышает у овень знаний
детей.
PClUU'!d

Формы работы с родителями:
1. ознакомление родителей с учебно-образовательной
содержанием и её эффективностью.

програм ой,

памятки для родителей «Как приучить детей читать», «Вол
«Будем грамотны», «В мир сказок»

ебные звуки»,

3. проведение практикумов «Как научиться правильно писать» «Ручка и
карандаш - мои помощники», «Развиваем моторику рук»
4. консультационная работа - индивидуальная,
родителями об успехах их детей

групповая. Бес

5. проведение открытых занятий и воспитательных мероприят
привлечением родителей
б.анкетирование
особенностей

родителей с целью познания особенностей реб 'нка и его

Познакомить родителей с программой «АБВГДейка» можно и чер
информационный стенд, на котором отражено, чем ребенок заним ется в группе.
Родителям также предлагается материал для занятий дома, а дваж ы в год
ПРОГЗ0ДЯТСЯ
ппя них открытые занятия, чтобы они могли увидеть с оего ребенка в
коллективе сверстников.

111. Организационный раздел.
3.1. Описание материально-технического

обеспечения

пр граммы.

Для успешной реализации программы педагогу необходимо:
Помещение:
доступом воздуха,

естественным
Для занятия требуется просторное, сухое
светлое помещение, отвечающее санитар н -гигиеническим
33

нормам. Столы и стулья должны соответствовать
росту детей.
чебная комната
оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские
принадлежности
находятся в досту ных для детей
индивидуальных шкафах.

Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов ля организации
математической деятельности.
Технические средства: компьютер и мультимедийное обор
Демонстрационный материал:
магнитно-маркерная доска; наборное полотно; набор бук
картины художников; говорящая азбука. Скороговорки, потешк
Раздаточный материал: вееры с буквами; Рабочие тетради;
выкладывания букв.
Раздаточный материал: «Грамматика в картинках» Говор
занятий с детьми 3-7 лет. «Грамматика в картинках» Один -мног
детьми 3-7 лет.
3.2. Методическое
.

]

«Программа

психологического

, слогов, слов;
, загадки, игры.
Планшеты для
правильно. Для
. Для занятий с

обеспечение.
при

сопровождения

подготовке к школьному обучению» Т.В. Ананьева;
2.

«Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохи

3.

«Психологическая

4.

Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропято а;

5.

«Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Ш това;

6.

«Комплексная

подготовка детей к школе» В.Л. Шарохи

программа подготовки

детей к школе А ВГДейка» Т.В.

Калинина;
7.

«Обучение грамоте» Р .М. Хамидулина;

8.

«Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнин

9.

«Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова,

.Г. Арушанова,

А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина;
10.

Рабоч:ие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем пам ть», «Развиваем

воображение»,

«Игры и упражнения на внимание и мышлени », «Примеры и

задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».
] ] . Букварь. Н. Жукова:

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».