Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учре детский сад К257 «Белочка» г. Улан-Уда комбинированн го вида Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан - Удэ, Республика Бурят ,670017 Тел/факс 8(3012)21-60-10, 21-66-57, E-mail: belochka-57@yndex.ru Рассмотрено: На заседании Педсовета Протокол NQ _j___ «_2!!_» tJJ 202L г / / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию подготовка к школьному обучению <<АБВГДЕ для детей 5-7 лет: срок реализации (два учебных года). Выполнила: С епановна Г. Улан - Удэ 1 СОДЕРЖАНИЕ. I.ЦелевоЙ раздел. 3 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи и основные принципы программы 1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативнЬсти 3-4 4-5 5-6 1.4.Краткая психолого-педагогическая характеристика особет ностей развития детей старшего дошкольного возраста. 11. Содержательный раздел. 2.1. Описание образовательной деятельности Программы 2.2. Описание форм, способов и методов реализации Программь . 6-8 2.3. Содержание программы. 2.4. Учебный план. 2.5. Перспективное планирование. 2.6.0собенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 111. Организационный раздел. 3.1. Описание материально-технического обеспечения програмь ы 11 11-12 12-33 33 3.2. Методическое обеспечение. 34 8 8-11 11 33 33-34 2 1.ЦелевоЙ раздел 1.1 Пояснительная записка В настоящее время проблема подготовки детей дошкольн го возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. П чинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лиц ев, к будущим первоклассникам. Одно из требований - готовность к овладе ию грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, зв ко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в ш олу. Букварный период в первом классе совпадает с периодом ад птации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика оказывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя бо ее уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успеш ого обучения в школе. В последнее десятилетие увеличилось число детей с речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у его трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъя ляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах бучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные затру нения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отн отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Несмотря на наличие обширной литературы по Д ной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольн ков грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможнос ь обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ебенка. Поэтому возникла необходимость в создании дополнительной образовате ьной программы «АБВГДЕЙКА» по подготовке к обучению грамоте детей стар его дошкольного возраста. Данная программа так же рассчитана на детей с ОВЗ ( аруmение речи). За основу построения программы взят исходный ринцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период о учения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, троение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). При создании программ 1 и методики её реализации учитывалось положение л.с. Выготского «о ведущ й роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Об ение, по мнению л.с. Выготского, не может осуществляться без реальной де тельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является в дущим в данной программе. Программа по подготовке к обучению грамоте предназн чена для работы с детьми 5 -7 лет в дошкольном образовательном учреждении Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении дв лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошко ьном учреждении. 3 Возраст детей, участвующих в реализации программы - 5-7 лет (1- й год обучения, дети 5-6 лет; 2-0Й год обучения, дети 6-7 лет). Реализуемая программа строится на принципе личностно-- азвивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Нормативными документами разработки Программы я ляются: I.ФедеральныЙ закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012. 2.Конвенция о правах ребёнка; СанПиН 2.4.1.3049 -13. 3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 20 3 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образователь ого стандарта дошкольного образования" 4.Устав МБДОУ .N~57 «Белочка» города Улан - Удэ. Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграц , изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Обучение ведётся на русском языке. _: 1.2. Цель, задачи и основные принципы пр граммы. Цель программы: подготовка детей к школе, с ормировать у дошкольников полноценную фонетическую систему развивать фонематическое восприятие и первоначальные синтеза. Программа решает следующие задачи: Обучающие: - познакомить детей с буквами русского алфавита; - закрепить понятие «звук», «буква», «слово»; - учить детей составлять предложения с заданным к личеством слов, пользуясь моделями; - учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова); - расширять словарный запас детей; - формировать умение пересказывать, составлять неболь ие рассказы по картинке. Развивающие: разговоров, развивать речевую деятельность на основе высказываний; - развивать интерес к занятиям по обучению грамоте; - развивать коммуникативную, регулятивную функции реч - развивать мелкую моторику; - приобщать детей к художественной литературе. Воспитательные: -воспитывать самостоятельность в процессе разговорной -воспитывать культуру речи; -воспитывать нравственные качества: терпимости, добро елательности по отношению к окружающим. Отличительные особенности программы Занятия строятся на интегрированной основе с широки использованием игровых методов. 4 Одним из основных разделов данной программы являетс фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к об ению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе язь ка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов. Для нормаль ого протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел ди ференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ зву вой структуры слова. Работа с детьми по формированию звуковой стороны реч направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношен всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, сов ршенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхан . В программе «АБВГДЕЙКА» уделяется достаточно времени для развития м лкой моторики, используя приемы: -игры с мелкими предметами; -шнуровки; -изображения пальчиками предметов; -графические упражнения. у спешное решение поставленных задач на занятиях по обучению грамоте с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов. Педагогические принципы построения программы: - индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка); - систематичности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от прост го К сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение зада и упражнений. - наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изуча мых объектов и понятий способствует формированию более полных и че ких образов и представлений в сознании дошкольников. - сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к сво м действиям). 1.3 Целевые определения ориентиры и способь их результативност Целевые ориентиры К концу первого года обучения дети должны знать уметь: Чтение: - делить слова на слоги; - уметь составлять предложения из двух-четырех слов; - членить простые предложения на слова; - определять место звука в слове; - давать характеристику звуку; - самостоятельно составлять предложение; - составлять рассказ с заданным количеством предложени - свободно пользоваться и самим составлять звуковые схе ы слов; - давать характеристику звуку; 5 - уметь работать с кассой букв; - точно отвечать на поставленные вопросы педагога. Письмо (печатание): - овладевают позой пишущего человека; - ориентироваться на листе; - рисовать разнообразные линии; - делить линию пополам; - рисовать простые росчерки ("петли", "ленты", "волна" и . д.); - дорисовывать начатые фигуры; - вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков; - уметь писать (печатать) гласные буквы разных разме ов (крупные и мелкие); к концу второго года обучения дети должны знать и уметь: Чтение: - строить сложные предложения разных видов; - составлять рассказы по серии картин; - находить слова с определенным звуком; - составлять сказки, пользуясь моделями букв; - знать пословицы, поговорки, скороговорки; - уметь разгадывать ребусы, кроссворды; - членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами; - составлять слова из слогов; - делать звукобуквенный анализ слов; - знать и называть все буквы алфавита; - уметь составлять схемы слов, предложений; - устанавливать порядок звуков в слове; - уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывать естонахождение гласных и согласных звуков в прямом И открытом слогах и слов - овладевать сознательным, плавным чтением. Письмо (печатание): - писать слова и небольшие тексты на листе в клетку; - составлять схемы слов; - выполнять письменные задания у доски; - списывать с настенной доски слова, предложения; - осваивать общий темп записи; - уметь писать заглавные буквы (начало предложения, и на собственные); - соблюдать пробел между словами; уметь определять предложение по интонации (вопросительное, це предложения повествовательное и восклицательное) и ставить в соответствующий знак; 1 .4 Характеристика особенностей развития детей стар возраста. го дошкольного Возрастные особенности речевого развития дете 6 Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференциров ные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревян ый, стекло стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. в речи простые распространённые предложения, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять лова, входящие в активный словарь; Старшие дошкольники стремятся правильно произн сить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, п следовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без п мощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Они акти но участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаютс сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании пре метов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство етей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенны анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, диффере цируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие г ие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, прави но используют соответствующие термины, составляют предложения по картинк м из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении. Дети старшего дошкольного возраста способны рассу дать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отнош ния не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом в зрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно р ворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при ус вии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиват ся устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдаетс переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает со ершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети используют практ ески все части речи, активно занимаются словотворчеством. Они могу пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и дет и. Возрастные особенности речевого развития детей у детей продолжает развиваться восприятие, однако он не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Раз ивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и расс ждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядньuми приз аками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходит я констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских обр ов. Продолжает 7 развиваться внимание, оно становится произвольным. В н которых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, трамма ический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формир щихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие с ществительные, синонимы, антонимы, прилагательные и Т.д. В резуль те правильно организованной образовательной работы у детей развивается иалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; разви ается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошк льного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностно о развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 11. Содержательный раздел. 2.1. Описание образовательной деятельности Программы. Программа составлена с учетом реализации меж предметных свя ей по направлениям в соответствии с ФГОС ДО: Образовательная область (<<Развитие речи») 1.Активизация знаний детей о звуковом строении слова; 2.Закрепление умения делить слова на слоги называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит сло ,слово; 3.Закрепление знания детей о строении предложения: уметь н ывать слова с указанием последовательности, строить схемы предложений; 4. Расширение словарного запаса; 5.Способствование развитию любознательности, познавательной активности. б.Планирование свои действия в игровой ситуации, выполнять пр вила игры, 7.Продолжение работу по развитию речевого дыхания. 8.0бучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов. 9.Упражнение в составлении букв из палочек, шнуров, лепке букв из пластилина, вырезании из бумаги, рисовании в воздухе. Образовательная область (<<Здоровье») 1.Формирование у детей потребности в ежедневной, активн деятельности. 2.Формирование правильной осанки. 3.Воспитание выдержки, настойчивость в достижении результато 4.Развитие глазомера. 5.Совершенствовать основные движения, путем введения новых с координированных видов. Программа состоит из пяти этапов: двигательной 1. До буквенный, звуковой период обучения. 8 Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку оказывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звук вые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков. 11. Звуковой анализ слов. Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать тв рдую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выд лять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью ишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики). 111. Буквенный период обучения. Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с пом щью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые б ы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучени интересным. 1V. Слоговой период обучения. fla первых порах обучения ребенка слог является основной е иницей чтения. Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это оможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от сл чтению словами. V. Слияние слогов в слова. В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать рабо у со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнен е очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс п очитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всяки раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком. Основные задачи при работе - развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму - решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения - звуки буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети атся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображение звуков: красный квадрат - гласный, синий - твердый, зеленый - мягкий согл сный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук. Главное на этом этапе - научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей ормируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу - развитие звукобуквенного анализа, а т кже способствует развитию графических навыков. На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача н учить детей читать и писать, основная задача - приобщение детей к матери у, дающему пищу воображению, затрагивающему не только но и эмоциональную сферу ребенка. Вот почему им предлагаю ся веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и звуками, ч о делает обучение интересным. Работа по данной методике предусма ивает обучение 9 звукобуквенному анализу детей 5 -6 лет на материале фавита, однако последовательность изучения отличается от школьной (тра иционной) она заимствована у Е. В. Колесниковой для второго года обучения и Жуковой для обучения первого года обучения. Знакомство со звуками и буквами русского алфавит начинается с гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в ачале слова, в середине и конце; и обозначаются - красными квадратами. Де и первого года обучения далее знакомятся с согласными: М, С, Х, Р, Ш, Н, так ак они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласны и в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а). Затем переходят к чтению коротки слов: мак, оса, сам, сом, муха ... И.т.Д. А дети второго года обучения знакомятся с согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (сто , шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изучен ыми звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых сог квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротк предложений (МАМА, СОМ. мы МАЛЫ.) и знакомятся с графически изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы >, специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния бу ,слогов и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайкаэ , «раз словечко, два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предло ения» , «слова потерялись» И.Т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова. Программа в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей грамоте в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей. Длительность занятий составляет - в старшей группе - 25 минут, - в подготовительной группе - 30 минут. В занятия включены физкультминутки, которые по воляют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смы ловые части. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере п явления новых материалов в литературе, новых методик и технологий. Данная система занятий позволяет детям успешно овл деть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить прав льное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творчес ое мышление, складывается система знаний о языке. сваиваются в Учитывая постепенность усложнения, эти понятия определенной последовательности: • Звуки окружающего мира; • Звуки, произносимые человеком (речевые звуки); • Гласны звуки; • Согласные звуки (без классификации); • Согласны твердые и мягкие; • Согласные звонкие и глухи. 10 Параллельно даются понятия: • • • • • • Слово; Слог; Предложение; Заглавная буква; Вопросительное предложение; Ударение. 2.2. Описание форм, способов и методов реализации Програм ы. За время обучения формируются умения понимать и вып лнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивост , терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность. Обуч ние по данной программе предполагает использование различных форм, мето ов и средств, с помощью которых реализуется программа. ФОРМЫ организации педагогического процесса: - специально - организованная деятельность воспитателя с - совместная деятельность взрослого с детьми; - самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная де тельность детей невозможна без соответствующей среды развития, поэто у необходимо построить комфортную предметно - развивающую среду; - работа в прописях и тетрадях; - работа с книгой; - использование новых технологий. Основные методы, используемые ПРИ реализации программ наглядные рассматривание картин, наблюдение, видеофильмов, показ образца задания... - практические - упражнения, игровой метод, моделировани - словесные - рассказы воспитателя, рассказы литературы. для успешной реализации Программы необходимо: 1.Систематически проводить занятия с детьми. 2. Создать развивающую и эмоционально комфортную сре демонстрация чтение худ.· 2.3. Содержание программы Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 1 час, 2 занятия по 25 минут и 1 О минут перерыв, 2 раза в неделю. Предусмотренные программой занятия состоят из нескол ких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательн Й, творческой, двигательной. 2.4. Учебный план (5-6 лет) 11 Наименование курса 1. 2. 3. 1. 2. 3. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Введение в математику. Развитие моторики и творческих способностей. Подготовка руки к письму Итого: Кол-во часов неделю Кол-во часов год в 2 64 1 32 1 32 4 128 Учебный план (6 -7 лет) Кол-во Кол-во часов год Наименование курса часов в неделю 2 64 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. 32 1 Введение в математику. 32 1 Развитие моторики и творческих способностей. Подготовка руки к письму 128 Итого: 4 2.5. Перспективное планирование Перспективное планирование по развитию моторики, творче ких способностей, подготовки руки к письму (5-6 лет). N~ 1 тема кол-во занятий 1 2 Техника безопасности при работе с инструментами. Учимся правильно держать карандаш и тетрадь, посадка при письме. UUтриховка. 3 Прописывание цифры о. Задания на логику. 1 4 UUтриховка. 1 5 Прописывание цифры 1. Раскраска по номерам. 1 6 Дикие и домашние животные. Штриховка, 1 7 Прописывание цифры 2. Раскраска по номерам. 1 8 Дикие и домашние животные. Штриховка. 1 1 12 9 Прописывание цифры 3. Раскраска по номерам. 1 10 Прописывание элементов по точкам. 1 11 Прописывание цифры 3. Раскраска по номерам. 1 12 Штриховка «Овощи и фрукты». 1 13 Прописывание цифры 4. Раскраска по номерам. 1 14 Прописывание узоров. 1 15 Прописывание цифры 5. Раскраска по номерам. 1 16 Прописывание элементов по точкам. 1 17 Прописывание цифры 6. Раскраска по номерам. 1 18 «Дорисуй узор». Штриховка. 1 19 Прописывание цифры 7. Раскраска по номерам. 1 2 «Дорисуй узор». Штриховка. 1 21 «Одежда». Штриховка. 1 22 Прописывание цифры 8. Раскраска по номерам. 1 23 ПИсьмо по линиям. 1 24 Прописывание цифры 9. Раскраска по номерам. 1 25 Дорисуй предмет. 1 26 Прописывание цифры 1 о. Раскраска по номерам. 1 27 ПИсьмо по линиям. 1 28 Знаки +; -; =: Решение примеров. 1 29 ПИсьмо элементов букв. 1 30 Рисование по номерам. 1 31 Письмо элементов букв. Дорисуй предмет. 1 32 Задания на логику. 1 32 Всего занятий: Перспективное планирование по развитию моторики, тв ррческих способностей, подготовки руки к письму (6-7 лет ~. .N~ 1. кол-во занятий тема Правильная посадка при письме. Правильно карандаш, ручку, тетрадь. Правила штриховки. держим 1 13 2. 3. Знакомство с тетрадями в клетку, линейку. Письмо элементов букв, цифр. Печатная буква А а; У у. 1 4. Письмо цифр 1,2. 1 5. Письмо буквы 0,0; М,м. 1 6. Письмо цифр 3,4. 1 7. Письмо букв С,С 1 8. Письмо цифры 5, элементы цифр. 1 9. Письмо слогов ам, ум, уа, ау. 1 10. Письмо цифры 6, штриховка, графические упражнения. 1 11. Письмо слогов ас, ус, ос. 1 12. Письмо цифры 7, знаки +,-,=. 1 13. Письмо Буквы Х,х. 1 14. Письмо цифры 8, запись примеров. 1 15. Письмо буквы Р,р. 1 16. Письмо цифры 9, запись примеров. 1 17. Письмо буквы Ш,ш; ы. 1 18. Письмо цифры 1 о, графические упражнения. 1 19. Письмо буквы Л,л; Н,н. 1 20. Запись примеров. Графические упражнения. 1 21 Письмо буквы К,к; Т,т. 1 22 Графические упражнения. Запись примеров. 1 23 Письмо букв И,и; П,п. 1 24 1 25 Знаки «больше», «меньше», «равно». Запись «равенства» и «неравенства» . Письмо букв й; Г,г; В,в. 1 26 Запись примеров. Графический диктант. 1 27 Письмо букв Д,Д; Б,б. 1 28 Графический диктант. 1 29 Письмо букв Ж,ж; ъ,ь, 1 30 Письмо букв Я,я; Ю,ю 1 31 Письмо букв Ч,ч; 3,э; Ё,ё. 1 1 14 32 I Письмо букв Ф,ф; Щ,Щ Всего занятий: .M~ 1 2 3 4 5 б 7 8 1 32 Перспективное планирование по введению в математию (5-6 лет) Тема занятия. Программное содержание. Кол-во часов. Счет предметов. Выявить понимание пространстве !Иных 1 Ориентировка в отношений в группе реальных пре дметов пространстве. и в группе предметов, изображень ыхна картинке, предметно-игровое дей: твие на дифференцировку пространствент ых отношений Счет предметов. Учить ориентироваться в простра нстве с 1 Величина. помощью слов «впереди», «сзади: , «вверху», «внизу», «слева», «спр: ва», считать предметы в пределах 5, ут- ить сравнивать предметы по величине , развивать мышление. Количественный состав Закреплять количественный сост ав числа 1 чисел (до 5). до 5; уточнить форму предметов. Форма предметов. 1 Научить выделять часть совокупн ости, Группы предметов. разбивать предметы на части по Счет. заданному признаку; развивать логическое мышление; закрепить ~ение сравнивать фигуры по цвету и фо рме. 1 Учить считать предметы, дать Счет предметов до б. элементарное представление о со: таве числа б; учить удерживать в памя типри выполнении математических дейс твий нужное условие и сосредоточеннс действовать в течении 15-20 мин. 1 Закрепить навык счета предметов до 7, Счет предметов до 7. закрепить умение сравнивать чис Ia 1 Учить считать предметы до 8, рег Iать Счет предметов до 8. задачи в стихах; формировать элементарные представления о со ставе числа 8. 1 Учить выполнять счет предметов до 9, Счет предметов до 9. дать элементарное представление о составе числа 9,УЧИТЬ действоват 1> сосредоточенно при выполнении математических действий в течен ии 15-20 15 9 Счет предметов до 1 О. 10 Отсчитывание предметов в пределах 10 по образцу. 11 Сравнение группы предметов. Деление предметов на несколько равных частей. 12 13 Порядковый счет до 6. Деление полоски бумаги на 2 равные части. Порядковый счет до 7. 14 Порядковый счет до 8. 15 Порядковый счет до 9. 16 Порядковый счет до 10. мин. Упражнять в счете до 1 О; закрепитъ знания о геометрических фигурах учить классифицировать по одному пр изнаку, упражнять в определении на глаз величины предметов «выше» (ент же»), Закрепить порядковый счет, счет ~ пределах 10, обобщать знания о геометрических фигурах; дать элементарные представления о составе чисел от 1 до10. Закрепить умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового разм ера по длине, ширине, высоте, толщине 1: общему объему (приемы приложе ния и наложения, а также на глаз). Учи ь выполнять деление предмета на несколько равных частей, закреплять умение, сравнивать предметы. Учить выполнять порядковый счет до 6, дать элементарные представления о сч ете чисел до6. Учить выполнять порядковый сче Т до 7, дать элементарные представлени о порядковом счете чисел до 7, учить удерживать в памяти при выполнении математических действий нужно условие и сосредоточенно действ овать в течение 15- 20 мин. Учить выполнять порядковый сч т до 8, сравнивать два множества предм этов, расположенных в один ряд, отвез ать на вопросы: «Сколько предметов' », «Какой по счету?» дать элементарные представления о порядковом счете чисел до 8. Формировать навыки порядковот о счета; учить удерживать в памяти при выполнении математических дей ствий нужное условие и сосредоточенн о действовать в течении 15-20 мин. Учить выполнять порядковый счет до 1 О, отвечать на вопрос «Какой по счету?»; закрепить навык прямого и обре тного счета в пределах 1 О. 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 Порядковый счет до 10. Упражнять в счете в пределах 1 О 3 Дни недели. прямом И обратном порядке, в умении различать количественны ~ и порядковый счет в пределах 1 О; закрепить знания о составе чисел в пределах 1 О, о последовательности дней недели, времен года, месяцев гош ; учить отвечать на вопросы «Сколько вс ~гo?», «Какой по счету?» Сравнение предметов Закреплять умение сравнивать пр едметы по величине и цвету. по длине, ширине, цвету; повтори ть порядковый счет; развивать пространственное мышление; УЧ~ ть отвечать на вопросы «Какой?», «Который?» Сравнение предметов Учить сравнивать предметы по ве личине, по величине ( длине, дать элементарное представление о ширине, высоте.). сравнении предметов по величине; учить удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действовать в течение 15- 20 мин. Закономерность Учить сравнивать предметы по ве личине, расположения не прикладывая, их друг к другу; предметов. закреплять умение располагать п эедметы Сравнение предметов в заданном порядке по величине. Понятие «мерка». Учить измерять и сравнивать стороны квадрата с помощью мерок; учит р удерживать в памяти при выполнении математических действий нужно ~ условие и сосредоточенно действ овать в течении 15- 20 мин. Учить выполнять измерения с помощью Измерение с помощью мерки сторон прямоугольника; учить мерки сторон удерживать в памяти при выполи ении прямоугольника. математических действий нужное условие и сосредоточенно дейсп овать в течении 15- 20 мин. Учить уравнивать группы предметов Уравнивание групп разными способами: прибавление и предметов разными убавление предметов; учить уде] живать в способами. памяти при выполнении матемаз ических действий нужное условие и сосредоточенно действовать в течении 15-20 мин. 1 1 1 1 1 1 1 17 24 25 Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, четырехугольник. Геометрические фигуры. 26 Геометрические фигуры: круг и овал. 27 Составление узора из геометрических фигур. 28 Ориентировка в пространстве. 29 Расположение предметов на плоскости. 30 Создание ритмических узоров. 31 Части суток: утро, день, вечер, ночь. 32 Использование понятий Дать элементарное представление о геометрических фигурах; учить р азличагь геометрические фигуры. 1 Закреплять знания опризнаках разных геометрических фигур; учить наз ывать и сравнивать геометрические фигур ы, оперировать ими при составлениь фигуры из них. Закреплять знания опризнаках геометрических фигур: овал, круп; уметь сравнивать, описывать фигуры. Учить составлять узор из геометрических фигур; определять из каких фигу] составлено изображение; развивать внимание логическое мышление; формировать умение классифицировать фигуры по цвету, форме и величине. Дать элементарное представление об ориентировке предметов в простр анстве; учить удерживать в памяти при выполнении математических дей твий нужное условие и сосредоточенн ) действовать в течении 15-20 мин. Формировать умение ориентироваться в пространстве; дать элементарное представление о расположении предметов на плоскости; ориентфювки в окружающем пространстве, учит) понимать смысл пространственнт rx отношений; сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут; уметь раб отать коллективно; активно и доброже, ательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Дать элементарное представлени ~ о счете времени, учить создавать ритмические узоры. Учить определять части суток, Д2ТЬ элементарное представление о части суток; учить удерживать в памят 1: при выполнении математических д€ йствий нужное условие и сосредоточенно действовать в течении 15-20 ми {. Учить использовать понятия «сначала «потом», «раньше»; развивать y:rv ение 1 1 1 1 1 1 1 1 18 «сначала», устанавливать последовательност «потом», «раньше». различных событий > Перспективное планирование по введению в матев яатику (6-7 лет) N'!! 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. тема Кол-во занятий Выявление подготовленности к обучению математике. 1 Счет предметов на основе наглядности до 20 прямой и обратный. Игра «Сосчитай-ка» Знакомство с клеточкой. Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов 5 до 20 и обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг, ромб, овал, трапеция. 3 Пространственные и временные отношения «налево», «направо», «вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около», «раньше», «позже». 2 Повторяем числа и цифры. от 1 до 10. 1 Число одиннадцать, запись числа 11. 1 Число двенадцать, запись числа 12. 1 Число тринадцать, запись числа 13 1 Число четырнадцать, запись числа 14. 1 Число пятнадцать, запись числа 15. 1 Число шестнадцать, запись числа 16. 1 Число семнадцать, запись числа 17. 1 Число восемнадцать, запись числа 18. 1 Число девятнадцать, запись числа 19. Число двадцать, запись числа 20. Знакомство с математическим знаком «-» (минус). Знакомство с математическим знаком «+» (плюс). Знакомство с математическим знаком «=» (равно). Решение примеров. 14. Повторение изученного. 16. Закрепление изученного. Логические задачки. Всего занятий: 1 1 1 2 2 5 32 19 Перспективное планирование по развитию речи обучению грамоте (5-6 лет) Сроки проведения Колво часов 2 Тема занятий I подготовка к Зад чи Осень. «Слово» Познакомить детей с понятиями: СЛОВО, учить выш лять из речи слова, учить состав [Ять предложения с заданным словом, в эспитывать умение слушать речь други ~ детей. 2 На лесной опушке. Понятие «звук» -Познакомить с понятием «звую> «буква», дать знани~ о том, чем они отличаются. -Учить различать р( чевые звуки от не речевых. - Звуки бывают гла: ные и согласные, твердые и мягкие, г пухиеи звонкие. 2 Детский сад. Звук [А] -Познакомить с новым звуком [А]. -Учить выделять зв из ряда гласных звуков, закрепить н авыки четкого произношения звук а [А]. - Знакомство с буквой. -Учить определять често данного звука в словах. -Выделение началь ого ударного и безударного гласного звука «А». -Развитие вниманm и памяти (работа с прописью). -Знакомствосусло ным обозначением гласных (красный Е вадрат). 2 Огород. Звук [О] -Познакомить с но! ым звуком [О]. Знакомство с букве й. -Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, -выделять начальнттй ударный гласный, -закрепить навыки fieTKoro произношения ЗВУЕ а [О], -учить определять иесто данного звука в словах. -Формировать навьIКИ анализа и синтеза слогов тип : ОП, АОЭ, ИОУ, ОУА. 20 J =- ~ ~ С vк -Знакомство сусло ным обозначением гласных (красный к вадрат). 2 Сад. Фрукты. Звук [У] -Познакомить с нов ым звуком [У]. - Знакомство с бук ой. - Учить выделять з вук из ряда гласных звуков, -выделять начальнь йударный гласный, -закрепить навыки 1: еткого произношения звук, [У] (с опорой на модель вртикуляцит ), - учить определять ~ есто данного звука в словах (нача jло, середина, конец слова). -Развивать внимани и память. -Знакомство суслов ным обозначением гласных (красный ю адрат). 2 Поздняя осень. Звук [И] -Познакомить с нов ~ звуком [И]. - Знакомство с букв й. -Закреплятъ умение выделятъ звук из ряда гласных эвуков , -выделять началънь йударный гласный, -закрепитъ навыки ч еткого произношения ЗВУК8 [И], -учить определять м есто данного звука в словах. - Формировать навь ки анализа и синтеза слогов типа: АИ,ОА,АИО, ИУ,АУИ. -Знакомство суслов ным обозначением гласных (красный КI адрат). 2 Одежда. Звук [Ы] -Познакомить с НОВI IМ звуком [Ы]. Знакомство с буквой . -Закрепить навыки четкого произношен ия звуков [Ы], в слогах, в словах; -развивать фонемать [ческий слух. -Учить различать ок рнчания существительных в ~ динственном и множественном чисз е, вьщелять последний гласный' вук В словах. -Учить делить слова на слоги. -Звуковой анализ сш ь мы. ОСЫ, СОМЫ. .Q t=. = ~ ~ = 21 2 Наша родина - Россия. Звук [Н], [НЬ] 2 Моя малая Родина. Звук [С], [СЬ] Звуки [С] - [3] 2 .Q \е =-~ :.:QjI ~ Профессии. Звук [К], [КЬ] -Закрепить навыки раэличения и правильного произ ~ошения звуков [Н], [НЬ] в слогах, в словах, фразах; -развивать фонема ический слух; -закреплять умени ~ выделять звуки в начале, середине и ~ конце слова. -Закреплять умение дифференц ~pOBaTЬ мягкие и твердые согласные. -Звуко - слоговой анализ слогов и слов. -Закреплять умение делить слова на слоги. -Развивать память, внимание, мьппление. -Знакомство со эвут ом [С], [СЬ]. -Закрепить навыки различения и правильного произ ошения звуков [С] - [СЬ], в слогах, в с повах, фразах; - Учит дифференци ровать звонкие и глухие согласные. -Развивать фонема ический слух; -закреплять умени выделять звук [С], [СЬ] в начале, сере тине и в конце слова. -Учить делить слов ана слоги. -Звуко - слоговой а нализ слов: ОСА, ЛОСИ. -Знакомство со зву ком [К], [КЬ]. -Закрепить навыки ртроизношения и различения этих зв VКOB В слогах, словах, фразах; -развивать фонема ический слух. -Учить запоминап и воспроизводить цепочки слогов со меной ударения. -Характеристика ЗЕ ука. -Определение мест ~ звука в слове. Формирование ана fmза и синтеза обратных слогов, преобразование в прямые. -Звуковой анализ с ~OBaKOT. -Четкое произнесег ие звука К, знакомство с буква й. -Звуковой анализ, ( оставление схем слогов. -Работа с разрезноi азбукой, составление слов: ;, вак, рак, лук 22 2 Моя семья. Звук [Т], [ТЬ] -Знакомство со зву ом [Т], [ТЬ]. Закрепить навыки четкого произношения звув ов [Т], [ТЬ] в с логах, словах, фраз ах. -Знакомство с букв эй. -Звуковой анализ, ( оставление схем слогов. -Деление слов на с оги. -Закреплять умение определять место данного звука в сле вах. -Закрепить умение цавать характеристику зву КУ. -Формировать навь пси анализа и синтеза слогов ТИПе : АТ, ИТ, УТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА. 2 Зима. Природные явления. Звук [Л], [ЛЬ] -Знакомство со эвуз ом [Л], [ЛЬ]. развивать фонемат ический слух; определение позиц и звука в словах. -Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и ~ конце слова. -Деление C~OB на CJ оги. -Звуко - слоговой а нализ слогов и слов. -Закреплять умение дифференц ровать мягкие и твердые согласные. - Повторить поняти ~ «гласные и согласные звуки», I х отличительный характер. - Обозначение звук определённым цветом. 2 Зимующие птицы. Звук [Р], [РЬ] -Знакомство со звут ом [Р], [РЬ]. -Закрепить навыки эазличения и правильного произт ошения звуков [Р], [РЬ] в слогах, в сло ах, фразах; развивать фонемать :ческий слух; закреплять умение ыделять звуки в начале, середине и конце слова. Закреплять умение цифференцировать мягкие и твердые С( гласные. -Деление слов на сл оги. -Звуко - слоговой а нализ слогов и слов. -Развивать память, нимание, мышление. 23 2 Новогодний праздник. Звук [В], [ВЬ] -Знакомство со зву ком [В], [ВЬ]. -Закрепить навыки различения и правильного произ ношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в слсвах, фразах; -развивать фонема ический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и ~ конце слова. -Закреплять умение дифференц ироватъ мягкие и твердые согласные -Звуко - слоговой ~ нализ слогов и слов. -Звуковой анализ, ( оставление схем слогов и слов. 2 Транспорт. Звук [Е] -Знакомство со зву: ом [Е]. -Развивать фонемаз ический слух. -Познакомить с гласным и его обозначением цвет м. -Составление предг ожений. -Выделение звука и з слова, деление слов на слоги. -Составление слов данным звуком. -Работа со схемой Е словам: Ель, ЕЛА. 2 Дикие животные. Звук [П], [ПЬ] Закрепить навыки I азличенияи четкого произноше ния звуков [П], [ПЬ]. Учить давать рсарактеристику согласному звуку. Развивать фонематический слfx; формировать навыки анализа и с ~нтезаслогов, типа: АП, ИП, УП; разви ать память, внимание. 2 Домашние животные. Звук [М], [МЬ] -Знакомство со звут ом [М], [МЬ]. -Закрепить навыки произношенияи различения звуков М] - [МЬ] в слогах, словах. -Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со с меной ударения. -Характеристика зв VКa. -Знакомствос поня ием «звонкий» звук. -Определение месп звука в слове. Формирование анагrизаи синтеза обратных слогов. - Познакомить со ЗI укослоговой схемой слрва. - Звуковой анализ с IIOBaMAМA. J =-==:1 =:== 24 2 Мебель. Звук [З], [ЗЬ] Звуки э-с -Четкое произнесеь ие звука «З», знакомство с буквой. -Звуковой анализ, с оставление схем слогов и слов. -Четкое произнесен иеи характеристиказву ков С, З. -Дифференциация : вуков в слогах, словах. -Составление схем предложений. -Подбор картин на аданные звуки. 2 Игрушки. Звук [Б], [БЬ]Звуки [Б] - [П] -Знакомство со зву, ом: -Закрепить навыки различения и правильного произношениязвук рв [Б], [БЬ] в слогах,всловах,ФI азах; -Учит дифференци] овать звонкие и глухие согласные. -развивать фонемат ический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и конце слова. -Закреплять умение дифференц ровать мягкие и твердые согласные. -Звуко - слоговой а нализ слогов и слов. 2 Нamаармия. Звук [Д], [ДЬ] Звуки Т - Д -Знакомство со звук ом [Д], [ДЬ]. -Закрепить навыки различения и правильного произъ ошения звуков [Д], [ДЬ] в слогах, в ело вах, фразах; - Закреплять умени< дифференцировать лухие и звонкие согласные. - развивать фонемаз ический слух; закреплять умение ьщелять звуки в начале, середине и конце слова. -Закреплять умение дифференци ровать мягкие и твердые согласные. -Деление слов на сл оги. -Звуко - слоговой aJ ~ализ слогов и слов. .,Q ~ =-=~ е 25 2 Весна. Звук [Я] -Познакомить с гш сным звуком «я» и его обозначением. -Учить писать печа тную букву я. -Упражнять в чтен и парных слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, l-J А-ня ....... -Знакомство сусло вным обозначением мягкого согласногс -СИНИЙ КВАДРАТ. - Развивать фонема тический слух. 2 Мамин праздник. Звук [Г], [ГЬ] Звуки КГ -Знакомство со зву ом [Г], [ГЬ]. -Закрепить навыки различения и правильного произ юшения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в сло вах, фразах; развивать фонемат ческий слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. - Закреплять умение дифференц ироватъ мягкие и твердые согласные -Деление слов на сз оги. -Звуко - слоговой ~ нализ слогов и слов. -Четкое произнесеь иеи характеристиказву ков К, Г. -Дифференциация вуков в слогах, словах. Составление схем 1 редложений. -Подбор картинок а заданные звуки. 2 Творчество детских писателей и поэтов. Звук [Ч] -Знакомство со зву ом [Ч]. -Закрепить навыки различения и правильного произ юшения звуков [Ч] в слогах, в словах, рразах: -развивать фонема ический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Обратить внимани е на то, что звук «Ч» всегда мягкш . -Уточнить условн ае обозначения слов в схеме предложен fiЯ (слово - предмет , слово - Д эйствие =====). - Деление слов на ( логи. -Звуко - слоговой шализ слогов и слов. ~ =-= ~ 26 2 Перелетные птицы весной. Звук [Ш] -Знакомство со звуком [Ш]. -Четкое произнесе ие и характеристика звука «Ш», знакомство с буквой. -Подбор картинок ~a изучаемый звук. -Деление слов на с оги. -Звуко - слоговой ~ нализ слогов и слов. -Воспроизведение логовых рядов и схем типа АШ-ОШ УШ-ША-ШО-ШУ. -Работа на закрепление букв, слогов. -Чтение коротких предложений (На Ро-ма, шар.) 2 Растения. Звук [Ж] -Знакомство со звут ом [Ж]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звук эв [Ж] В слогах, в словах, фразах; раз ивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце рлова.-Обратить внимание на то, что звук [Ж] - всегда твердый. -Деление слов на слоги. -Звуко - слоговой aJ ализ слогов и слов. Закрепить навыки различения звуков [З] - [Ж] в слогах, с] овах. Познакомить со словами, обозначающими пр дмет, действия, признаки. 2 Космос. Звук [Й] -Знакомство со звуком [И]. -Закрепить навыки] равильного произношения звукс в [Й] В слогах, в словах, фразах; -развивать фонемать ческий слух; учить определять позицию звука в словах. 2 Труд людей весной. Звук [Х] Знакомство со звуком [Х], [ХЬ]. -Закрепить навыки I азличения и правильного произн ршениязвуков [Х], [ХЬ], в слогах, Е словах, фразах; развивать фонемати еский слух; учить выделять звук [Х] в начале, середине и в конце слова. 27 2 Насекомые. Звук [Ю] -Знакомство со звуком [Ю]. -Развивать фонема гический слух. -Познакомить с гласным и его обозначением. -Учить писать печатную букву Ю. -Упражнять в чтен и парных слогов му-мю, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ . 2 День Победы. Звук [Ц] -Знакомство со ЗВУ1 ом [Ц]. -Закрепить навыки различения и правильного произ юшения звуков [Ц], в слогах, в сло ах, фразах; -развивать фонема: ический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и ~ конце слова. -Обратить внимание на то, что звук «Ц» - всегда твердый. -Деление слов на слоги. - Работа со схемой редложения. -Звуко - слоговой анализ слогов и слов. - Развивать память, внимание, мышление. 2 Признаки поздней весны. Звук [3] -Знакомство со звуком [3]. -Закреплять умение выделять звук из ряда гласных эвукоз , выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки чl ткого произношения ЗВуке [3], учить определять место данного звука в словах. - Формировать навь ки анализа и синтеза слогов. 4 Здравствуй,лето! Звук [Щ] -Знакомство со звуком [Щ]. -Закрепить навыки I азличения и правильного произнршения звуков [Щ] в слогах, в словах, фразах; -развивать фонемап ческий слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Обратить внимание на то, что звук Щ - всегда мягкий. -Деление слов на сш ги. -Звуко - слоговой а! ализ слогов и слов. -Работа с предложев ием и схемами к словам и предложен ~ЯМ. 28 2 2 Первые цветы. Звук [Ф], [ФЬ] -Знакомсгво со ЗВУЮ м [ф], [Фь]. Закрепить навыки различения и правильного произн эшения звуков [ф], [ФЬ] в слогах, в словах, фразах; развивать Ф нематический слух; закреплять УМ( ние выделять звуки в начале, сере1i"ине и в конце слова. -Закреплять умение дифференци ровать мягкие и твердые согласные. -Деление слов на сл вги. -Познакомить со схемой предложения. -Звуко - слоговой ат ализ слогов и слов. Домашние птицы. Звук [Ё] -Знакомство с гласным звуком [Ё] и его обозначением. Развивать фонематический слух. Учить писать печат ую букву Ё. Упражнять в чтении парных слогов СО - сЁ . Мягкие согласные. Учебно-тематический план второго года. Перспективное планирование по развитие речи и подготовка к обучению грамоте по букварю Н. Жуковой (6-7 лет) Тема Звук [а] и буква А,а. 2 Звук [у] и буква У,у. 3 Звук [о] и буква 0,0. 4 Звук [м], [ м'] и буква М,м. 5 Звук [с], [с'] и буква С, с. 6 Учимся соединять буквы в слоги. 7 8 Читаем слитно! Путешествие в страну Программное содержат ие. Учить выделять звук [а] из речт . Познакомить с буквами А,а. Ра: вивать фонематический слух. Учить выделять звук [у] из реч ~. Познакомить с буквами У,у. Раввивать фонематический слух. Учить выделять звук [о] из речи. Познакомить с буквами 0,0. Развиваль фонематический слух. Определять место звука в слов х. Учить узнавать букву М. Читать знаю мые буквы. Определять место звука в слов х. Учить узнавать букву с. Читать знаксмые буквы. Учимся слиянию буквы в один слог. Учимся узнавать на слух сколько звуков в словах. Учимся слиянию буквы в один слог. Определять место звука в словах. Учить 29 звуков и букв. (Звук и 9 10 111 12 13 14 15 I ! 16 117 18 119 20 I 121 I I 22 I 123 I - -~ буква Х) Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Р) Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ш) Чтение слов с буквами C-lU Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква ы) Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква л) Учимся читать предложения из двухтрёх слов. Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Н) Учимся читать предложения из двухтрёх слов. Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква К) Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Т) Путешествие в страну 1ВУКОВ И букв. (Звук и буква и) Учимся читать предложения из двухтрёх слов. Путешествие в страну звуков И букв. (Звук и буква П) Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква З) 1-Учимся читать предложения из двухтрёх слов. узнавать букву х. Читать знакоь ые буквы. Определять место звука в слова · Учить узнавать букву Р. Читать знаком ые буквы. Определять место звука в слова · Учить узнавать букву ш. Читать знака мые буквы. Читаем знакомые буквы. Определять место звука в слова 1". Учить узнавать букву ы. Читать знакоь ые буквы Определять место звука в слова · Учить узнавать букву Л. Читать знакоэ ые буквы Формируем навык чтения. Определять место звука в слова )(. Учить узнавать букву ы. Читать знака гые буквы Формируем навык чтения. Определять место звука в слова х. Учить узнавать букву К. Читать знака иые буквы Определять место звука в слова х. Учить узнавать букву Т. Читать знака иые буквы Определять место звука в слова х. Учить узнавать букву и. Читать знака мые буквы Формируем навык чтения. Определять место звука в слове х. Учить узнавать букву п. Читать знака мые буквы Определять место звука в слов: х. Учить узнавать букву З. Читать знака мые буквы Формируем навык чтения. 30 I Путешествие 124 25 26 27 I 128 29 30 31 l 11".") 2 I I 133 I I 34 I 135 I - 36 37 I 1 38 139 в страну звуков и букв. (Звук и буква Й) Учимся читать предложения из двухтрёх слов. Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Г) Повторение пройденного. Учимся читать предложения из двухтрёх слов. Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква В) Учимся читать текст. Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Д) Путешествие в страну звуков и букв. (Звуки и буквы Д - Т) ПУ'1 ешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Б) Путешествие в страну звуков и букв. (Звуки и буквы Б - П) llутешествие в страну 35звуков и букв. (Звуки 36и буквы Б - П) Путе37шествие в страну звуко38в И букв. (Звук и 39буква Ж) г- _.- ----_. Путешествие в страну звуков и букв. (Звуки и буквы Ж - З) Путешествие в страну звуков и букв. (Звуки и буквы Ж - Ш) Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Е) Учимся читать текст Определять место звука в слова х. Учить узнавать букву Й. Читать знако мые буквы Формируем навык чтения. Определять место звука в слова х. Учить узнавать букву Г. Читать знакоь ые буквы Формируем навык чтения. Определять место звука в слова ~. Учить узнавать букву В. Читать знакоь~ыe буквы Формируем навык чтения. Определять место звука в слова · Учить узнавать букву Д. Читать знакоэ ые буквы Чтение предложений на знаком! те буквы. Определять место звука в слова · Учить узнавать букву Б. Читать знаком ые буквы Чтение предложений на знаком! те буквы Чтение предложений на знаком! те буквы Определять место звука в слова · Учить узнавать букву Ж. Читать знако иые буквы Чтение предложений на знаком! те буквы Чтение предложений на знаком! ге буквы Определять место звука в слова · Учить узнавать букву Е. Читать знаком ые буквы Формируем навык чтения. 31 140 41 Путешествие в страну звуков и букв ь. Путешествие в страну 'ЗГ3УКОВ И Роль Ь знака в словах. Определять место звука в слова букв. (Звук и буква я) 42 , Учимся читать тексты I отвечать на вопросы. Учимся читать тексты 143 отвечать на вопросы. 44 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ю) 45 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ё) 46 Учимся читать тексты отвечать на вопросы 47 Учимся читать тексты на вопросы -, отвечать - 48 Учимся читать тексты I отвечать на вопросы 149 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ч) 50 Учимся читать тексты I отвечать на вопросы Путешествие в страну 151 звуков и букв. (Звук и буква Э) 51 Путешествие в страну звуков ибукв. (Звук И буква Ц) 153 -iУ(III\IСЯ чптатъ тексты отвечать на вопросы Путешествие в страну 54 звуков и букв. (Звук и буква Ф) I I 55 Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и I буква Щ) Путешествие в страну 56 звуков и букв Ъ. I 57- 64 Учимся читать тексты I I отвечать на вопросы Также в программу включены внимания, памяти, мышления, узнавать букву я. · Учить Читать знакоь ые буквы и Формируем навык чтения. и Формируем навык чтения. Определять место звука в слова · Учить узнавать букву Ю. Читать знако мые буквы Определять место звука в слова · Учить узнавать букву Ё. Читать знакоь ые буквы и Формируем навык чтения. и Учимся читать тексты и отвечал ь на вопросы Учимся читать тексты и отвечат ь на вопросы Определять место звука в слова ~. Учить узнавать букву Ч. Читать энакот гые буквы и I и Учимся читать тексты и отвечал ь на вопросы Определять место звука в слова х. Учить узнавать букву э. Читать знако иые буквы Определять место звука в слова ре. Учить узнавать букву ц. Читать знако мые буквы и Учимся читать тексты и отвеча ь на вопросы Определять место звука в слова х. Учить узнавать букву Ф. Читать знако мые буквы Определять место звука в слов, х. Учить узнавать букву Щ. Читать знак рмые буквы , Родь Ъ знака в словах. Учимся читать тексты и отвеча гь на вопросы задания на развитие познавательнь х процессов: логики, воображения и подготовки руки К письму. и 32 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллект ва с семьями воспитанников с родителями позволяет лучше узнать потребности в приоб етаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества системе «родитель - педагог», повышает рефлексию педагога, повышает у овень знаний детей. PClUU'!d Формы работы с родителями: 1. ознакомление родителей с учебно-образовательной содержанием и её эффективностью. програм ой, памятки для родителей «Как приучить детей читать», «Вол «Будем грамотны», «В мир сказок» ебные звуки», 3. проведение практикумов «Как научиться правильно писать» «Ручка и карандаш - мои помощники», «Развиваем моторику рук» 4. консультационная работа - индивидуальная, родителями об успехах их детей групповая. Бес 5. проведение открытых занятий и воспитательных мероприят привлечением родителей б.анкетирование особенностей родителей с целью познания особенностей реб 'нка и его Познакомить родителей с программой «АБВГДейка» можно и чер информационный стенд, на котором отражено, чем ребенок заним ется в группе. Родителям также предлагается материал для занятий дома, а дваж ы в год ПРОГЗ0ДЯТСЯ ппя них открытые занятия, чтобы они могли увидеть с оего ребенка в коллективе сверстников. 111. Организационный раздел. 3.1. Описание материально-технического обеспечения пр граммы. Для успешной реализации программы педагогу необходимо: Помещение: доступом воздуха, естественным Для занятия требуется просторное, сухое светлое помещение, отвечающее санитар н -гигиеническим 33 нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. чебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами. Игры и канцелярские принадлежности находятся в досту ных для детей индивидуальных шкафах. Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов ля организации математической деятельности. Технические средства: компьютер и мультимедийное обор Демонстрационный материал: магнитно-маркерная доска; наборное полотно; набор бук картины художников; говорящая азбука. Скороговорки, потешк Раздаточный материал: вееры с буквами; Рабочие тетради; выкладывания букв. Раздаточный материал: «Грамматика в картинках» Говор занятий с детьми 3-7 лет. «Грамматика в картинках» Один -мног детьми 3-7 лет. 3.2. Методическое . ] «Программа психологического , слогов, слов; , загадки, игры. Планшеты для правильно. Для . Для занятий с обеспечение. при сопровождения подготовке к школьному обучению» Т.В. Ананьева; 2. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохи 3. «Психологическая 4. Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропято а; 5. «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Ш това; 6. «Комплексная подготовка детей к школе» В.Л. Шарохи программа подготовки детей к школе А ВГДейка» Т.В. Калинина; 7. «Обучение грамоте» Р .М. Хамидулина; 8. «Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнин 9. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, .Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; 10. Рабоч:ие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем пам ть», «Развиваем воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышлени », «Примеры и задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму». ] ] . Букварь. Н. Жукова: 34 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)