Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное уч еждение детский сад К!!57 «Белочка» г. Улан- У дэ комбинированн го вида Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан - Удэ, Республика Бурят ,670017 Тел/факс 8(3012)21-60-10, 21-66-57, E-mail:belochka-57@ya dexXll ПРОГР АММА «Ступеньки к мастерству» наставничества для работы с молодыми педагога и МБДОУ - детский сад К!!57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинир ванного вида Улан-Удэ 2022 Содержание: 1 2 '"' .) 4 5 Пояснительная записка Паспорт программы Поэтапная реализация программы План наставничества Заключение 34 5 7 8 14 15 16 7 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженн стью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зав сит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольног образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Программа нацелена на работу с молодыми специалистами, воспитателями. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с к ллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. Алгоритм данной • • • • • программы предполагает следующее: Постановка цели, задач; Составление программы; Подбор средств реализации программы; Определение способов реализации программы, Контроль и коррекция. Ожидаемый результат. О Познание себя и ориентация на ценности саморазвития. О Качественное изменение отношений в коллективе. О Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь. О Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспита елей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности. Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убе ений: • Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить. • Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в нег • Верить в свои педагогические возможности, никогда не опуска ь руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается. Идея создания программы появилась в результате осознания необходимос и сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодей твии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, раз итие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. Данная программа адресована руководителям, старшим воспитателям, психо огам ДОУ. 3 1. ПАСПОРТ ПРО ГРАММЫ. Цель: помочь молодым воспитателям, специалистам в повышении квал фикации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опь та, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей. Основные задачи программы: • Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспит елей . • Стимулирование повышения теоретического и методического уровня пед гогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями • Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях оспитательной и образовательной деятельности. Основные направления. • Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня рофессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений. • Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, м стер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их пров ения. • Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обес ечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса. • Разработка и обсуждение планирования. • Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование мет дики преподавания. • Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно- етодической и справочной литературы. 4 "- ГАУДПОРБ «БРИОП» БГУ БРПК МКУ <<дМРО» :u:- 11 Кур<ы повышения -, квалификации по ФГОС ../ '~ U l -. ./ ~ _ Министерство обравовения и науки РБ ; ' , '..___._--------' Апестация . ._~._-- -----Комитет молодом педагоге , :о: · по обраэованию педагогов \. - -- Обучающие семинары ,._---~~-~--'~~~', ~,~--j Семинары практикумы ~ ~ Работа«Школа начинающего воспитателя» " ~ Городское августовское педагогическое совещание ~ Городские семинары '". ~---Т , .г МБДОУ - детский сад NeS7 «белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида Курсы повышения квалификации по ИКТ Городские методические объединения Формы работы с начинающими педагогами ДОУ. ,~ Взаимопосещения, открытые просмотры Конкурсы профессионального мастерства ' ' -'1Г {J- ..... ~ ; Тьютерство Работатворческих групп Пилотная площадка по ФГОС It '. Методические семинары в режиме «Открытых дверей» Научно - практические конференции " Сетевоевзаимодействие ~ Дистанционные Конкурсы через интернет - сайты .'------------------~ ~ Обобщение опыта через интернет сайты Условия эффективности • • • • • работы. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов; Системность и непрерывность в организации всех форм методической раб ты; Сочетание теоритических и практических форм; Оценка результатов работы (диагностика развития детей); Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно- методи еской информации. 11. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ пюгтхммы. Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении. 1 этап: диагностический. • Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет). • Теоритическая подготовка (знание основ общей и возрастной психоло ии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников). • Наличие опыта практической работы с детьми. • Ожидаемый результат педагогической деятельности. • Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога. в зависимости от ез льтатов словно делятся на три группы: Группы ~ I ~ ~ 1. Воспитатели, специалисты имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку. 2. Воспитатели, специалисты с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практический / n!1nnThl. "- 3. Воспита ели, мотивации .../ руда. ~---------+-----~ Содержание и цели работы: Усвоение теоретического материала, формирование навыков практической работы. '.. ..__ Овладение навыками практической работы с педагогами, детьми, родителями. \ ,------,/ зн чимость, степень ветственности за воспит ние и обучение детей. / Формы и методы работы: Консультации,семинары пряктикумы, беседы, изучение методической литературы, взаимопосещения, коллективные просмотры педагогических мероприятий. ~'----------------------------------~ 2 этап: поактический. столы, дел вые игры, убеж поощрен • • Создание благоприятных условий для профессионального Взаимоподдержка и взаимопомощь; роста начинающих педагогов; • Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами оспитания и обучения детей; • Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастн IМИ особенностями и задачами реализуемых программ; • Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим; • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразныхпособи , игрового и дидактического материала; • Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности на инающего педагога; • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия. 3 этап: аналитический. • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми; • Динамика профессиональногороста. • Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей; • Самоанализ своей деятельности за прошедший год; • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; • Подведение итогов, выводы. Использовать в работе с молодыми воспитателями и разработку ИНДИВИ уального плана профессионального становления: ~ назначение наставника из числа педагогов (необходимое услов е - согласие и выбор его только самим молодым педагогом); -i. педагогическое самообразование и самовоспитание; i. участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»; участие в работе методическогообъединения; ~ участие в жизни детского сада. * Работу с молодыми воспитателями, специалистами строить с учетом ос овных аспектов: Старший воспитате.flЬ - МО.flодой специалист: .i- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на аботе; -.!;, обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками; .:!.. обеспечение методической литературой, материалами перспектив ого планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабине ом. МО.flодой специа.flИСТ- ребенок и его РОДИТe.rIЬ: +- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у дете и их родителей. 9 Молодой специалист -ребенок: ~ оказание поддержки со стороны коллег: в современных условиях выпускник вуза, колледжа должен максима ьно короткие сроки адаптироваться в HOBЬ~ дЛЯ него условиях практической деятельности. Се одня наставничества заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизне ная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессион а, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Пр цесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, с мого наставника и организации - работодателя. НАСТАВНИЧЕСТВО. н аставник: тарший в спитатель Молодой педагог п Н Развивает свои деловые качества, повышает свой профессиовальный уровень в процессе взаимообучепия. '--------------~ Получает знания, разви~ает навыки о. умения, повышает свой профессиональный уровень И способности, развивает собственную профессиональную карьеру,учится выстраивать конструктивные отношения с нястявником, В своём п О Повышает культурвый и офеееионаяьвый овень педгвтовкн кадров; регулирует занмвотнешевия у сотрудниками. / ессиональном становлении моло несколько. ступеней. 1 ступень -1 год работы (стажировка) - самый сложный период как для 10 новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание св их возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, оллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудное и, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием. Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эм ционально, укрепить веру в себя. Адаптационная работа включает в себя: i. Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специал ста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего рудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места. *- Изучение нормативно - правовой базы. Ведение документации. *- Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя ко лективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содейс вовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.). •••. Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года). .•• Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего стажировку у своего более опытного коллеги, Т.е. они работают в наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, род воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т.Д. Вс обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитате оспитателя проходит есте с группой детей елями, помощником возникшие вопросы я. ~ По возможности начинающий педагог направляется на ту группу, де работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необхо имые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т.д. i- Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероп и совместной деятельности детей . .L Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной п ложительной оценке своего труда. i,. Закрепление педагога - наставника за молодым специалистом. **- Составление совместного плана молодого специалиста и наставника. Взаимодействие молодых педагогов разных детских садов. 2 стl(,пень - 2 -5- й год работы (развивающий) - процесс развития проф ссиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педаг г изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональн е мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты т.д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фик рует в «Творческой тетради». На этом этапе старший воспитатель предлагает определить ме одическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно ривлекается к показу педагогических мероприятий на уровне детского сада. 5-6 й год работы (становления) - складывается система взаи оотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряе в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение овых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освое ие приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. 3 стl(,пень - 11 12 План наставничества Планируемые мероприятия J(g ,.,/11 рассматриваемые вопросы тема 1. Изучение нормативноIпп. 3. Срок исполнения • • ~ fiЙ~hr ООПДО ФГОСДО Закон об образовании • Подборка методической литературы по 00 «Познавательное развитие» Сентябрь, октябрь Ноябрь • Собеседование по изученной методической литературе 3. Непосредственная образовательная деятельность 4. Работа с родителями 5 Режимные моменты 6. Владение речью как средством общения и культуры; Развитие речевого творчества Развитие связной, грамматически правильной диалогической и 7 "тт Посещение НОД коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт ~ Посещение наставником НОД с целью выявления профессиональных затруднений. 00 «Познавательное развитие» Планирование и осуществление работы с родителями '''' "'~ПН J-' Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Декабрь 1 раз в месяц 1 раз в месяц в течении Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное от НОД время года Февраль Планирование и осуществление работы по овладению воспитанниками речью как средством общения и культуры, развития их речевого творчества • • ,;-;. V>VHv.av ~ Организация и проведение прогулки (все составляющие части) Планирование и осуществление работы по развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Март 8 9 10 11 Знакомство с книжной ~ ~ КУЛЬТУрОИ,детскои литературой; Обогащение активного словаря Формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения Досуги и праздники fIепосредственная образовательная деятельность Планирование и осуществление работы по знакомству воспитанников с книжной культурой, детской литературой, обогащению их активного словаря. Апрель Планирование и осуществление работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности воспитанников как предпосылки обучения грамоте. Май Организация подготовки детей к праздникам, досугам и педагогическая позиция при проведении праздников в ДОУ В течение года " Посещение fIОД коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт Посещение наставником fIОД с целью выявления профессиональныхзатруднений. 14 1 раз в месяц в течение года