ступенька к мастерству

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное уч еждение­
детский сад К!!57 «Белочка» г. Улан- У дэ комбинированн го вида

Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан - Удэ, Республика Бурят ,670017
Тел/факс 8(3012)21-60-10, 21-66-57, E-mail:belochka-57@ya dexXll

ПРОГР АММА «Ступеньки к мастерству»
наставничества для работы с молодыми педагога и
МБДОУ - детский сад К!!57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинир ванного вида

Улан-Удэ
2022

Содержание:
1

2
'"'

.)

4
5

Пояснительная записка
Паспорт программы
Поэтапная реализация программы
План наставничества
Заключение

34
5 7
8 14
15 16
7

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженн стью, важностью
для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зав сит, состоится ли
новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольног образования или
найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение
желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без
оптимального подхода к работе с кадрами.
Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима
высокая профессиональная компетентность педагогов.
Программа нацелена на работу с молодыми специалистами, воспитателями.
Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с к ллегами, в более
глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.
Алгоритм данной
•
•
•
•
•

программы предполагает следующее:
Постановка цели, задач;
Составление программы;
Подбор средств реализации программы;
Определение способов реализации программы,
Контроль и коррекция.

Ожидаемый результат.
О Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.
О Качественное изменение отношений в коллективе.
О Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
О Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспита елей, повышение
уровня их готовности к педагогической деятельности.
Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убе ений:
• Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
• Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в нег
• Верить в свои педагогические возможности, никогда не опуска ь руки, даже
когда, казалось бы, ничего не получается.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимос и сопровождения
профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодей твии опытных и
молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, раз итие совместного
творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Данная программа адресована руководителям, старшим воспитателям, психо огам ДОУ.

3

1. ПАСПОРТ ПРО ГРАММЫ.

Цель: помочь молодым воспитателям, специалистам в повышении квал фикации, уровня
профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опь та, адаптации к
коллективу коллег, детей, родителей.

Основные задачи программы:

•

Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспит елей .

•

Стимулирование повышения теоретического и методического уровня пед гогов, овладения
современными образовательными программами, инновационными технологиями

•

Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях

оспитательной и

образовательной деятельности.

Основные направления.
•

Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня рофессиональной

подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
•

Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, м стер-классов,

открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их пров ения.
•

Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обес ечивающих

реализацию воспитательно-образовательного процесса.
•

Разработка и обсуждение планирования.

•

Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование мет дики

преподавания.
•

Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно- етодической и

справочной литературы.

4

"-

ГАУДПОРБ «БРИОП»
БГУ
БРПК
МКУ <<дМРО»

:u:-

11

Кур<ы повышения
-, квалификации по ФГОС ../

'~
U

l

-. ./

~

_

Министерство
обравовения и науки РБ

;
'

,

'..___._--------'

Апестация

. ._~._--

-----Комитет

молодом педагоге

,

:о:

·

по обраэованию

педагогов
\. - --

Обучающие семинары

,._---~~-~--'~~~', ~,~--j

Семинары практикумы

~

~

Работа«Школа
начинающего
воспитателя»
"

~

Городское
августовское
педагогическое
совещание

~

Городские семинары

'".

~---Т

,

.г

МБДОУ - детский сад NeS7 «белочка»
г. Улан-Удэ комбинированного вида

Курсы повышения
квалификации по ИКТ

Городские методические
объединения

Формы работы с
начинающими
педагогами ДОУ.

,~

Взаимопосещения,
открытые просмотры

Конкурсы
профессионального
мастерства

' ' -'1Г
{J- ..... ~ ;
Тьютерство

Работатворческих
групп

Пилотная площадка
по ФГОС

It

'.

Методические
семинары в режиме
«Открытых дверей»

Научно - практические
конференции

"

Сетевоевзаимодействие

~
Дистанционные
Конкурсы
через интернет - сайты

.'------------------~

~
Обобщение опыта
через интернет­
сайты

Условия эффективности

•
•
•
•
•

работы.

Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
Системность и непрерывность в организации всех форм методической раб ты;
Сочетание теоритических и практических форм;
Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно- методи еской информации.

11. ПОЭТАПНАЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ

пюгтхммы.

Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.
1 этап:
диагностический.

•

Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет).

•

Теоритическая подготовка (знание основ общей и возрастной психоло ии,
педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).

•

Наличие опыта практической работы с детьми.

•

Ожидаемый результат педагогической деятельности.

•

Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.

в

зависимости от

ез льтатов

словно

делятся на три группы:

Группы
~ I

~

~

1. Воспитатели,
специалисты
имеющие
недостаточную
теоретическую и
практическую
подготовку.

2. Воспитатели,
специалисты с
достаточной
теоретической
подготовкой, но не
имеющие опыта
практический
/

n!1nnThl.

"-

3. Воспита ели,

мотивации

.../

руда.

~---------+-----~

Содержание и цели работы:

Усвоение
теоретического
материала,
формирование
навыков
практической
работы.

'.. ..__

Овладение навыками
практической
работы
с педагогами, детьми,
родителями.
\

,------,/

зн чимость,
степень ветственности
за воспит ние и обучение
детей.
/

Формы и методы работы:

Консультации,семинары­
пряктикумы, беседы, изучение
методической литературы,
взаимопосещения,
коллективные просмотры
педагогических мероприятий.

~'----------------------------------~
2 этап:

поактический.

столы, дел вые игры,
убеж
поощрен

•
•

Создание благоприятных условий для профессионального
Взаимоподдержка и взаимопомощь;

роста начинающих педагогов;

•

Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами

оспитания и

обучения детей;
•

Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастн

IМИ

особенностями и

задачами реализуемых программ;
•

Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;

•

Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразныхпособи , игрового и
дидактического материала;

•

Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности на инающего педагога;

•

Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

3 этап:
аналитический.
•

Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;

•

Динамика профессиональногороста.

•

Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;

•

Самоанализ своей деятельности за прошедший год;

•

Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;

•

Подведение итогов, выводы.

Использовать в работе с молодыми воспитателями и разработку ИНДИВИ уального плана
профессионального становления:
~ назначение наставника из числа педагогов (необходимое услов е - согласие и выбор
его только самим молодым педагогом);
-i. педагогическое самообразование и самовоспитание;
i. участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»;
участие в работе методическогообъединения;
~ участие в жизни детского сада.

*

Работу с молодыми воспитателями, специалистами строить с учетом ос овных аспектов:
Старший воспитате.flЬ - МО.flодой специалист:

.i- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на аботе;
-.!;, обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
.:!.. обеспечение методической литературой, материалами перспектив ого планирования,
дидактическими материалами, знакомство с методическим кабине ом.
МО.flодой специа.flИСТ- ребенок и его РОДИТe.rIЬ:

+-

формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у дете и их родителей.
9

Молодой специалист -ребенок:

~ оказание поддержки со стороны коллег:

в современных условиях выпускник вуза, колледжа должен максима ьно короткие сроки
адаптироваться в HOBЬ~ дЛЯ него условиях практической деятельности. Се одня наставничества
заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизне ная необходимость
выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессион а, который способен
предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Пр цесс наставничества
затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, с мого наставника и
организации - работодателя.

НАСТАВНИЧЕСТВО.

н аставник:

тарший
в спитатель

Молодой педагог

п

Н
Развивает свои
деловые качества,
повышает свой
профессиовальный

уровень в процессе
взаимообучепия.

'--------------~

Получает знания,
разви~ает навыки о.
умения,
повышает свой
профессиональный
уровень И
способности,
развивает
собственную
профессиональную
карьеру,учится
выстраивать
конструктивные
отношения с
нястявником,

В своём п

О

Повышает
культурвый и

офеееионаяьвый
овень педгвтовкн
кадров;
регулирует
занмвотнешевия
у сотрудниками.

/

ессиональном становлении моло

несколько. ступеней.
1 ступень -1 год работы (стажировка)

- самый сложный период как для
10

новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание св их возможностей как
педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей,
оллег. На практике
применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудное и, испытывающие в
работе, заставляют заниматься самообразованием.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эм ционально, укрепить
веру в себя.
Адаптационная работа включает в себя:

i. Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специал ста, знакомство его с
должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего рудового распорядка,
уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места.

*-

Изучение нормативно - правовой базы. Ведение документации.

*-

Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя ко лективу (выбираются
те формы и методы, которые в конечном итоге будут содейс вовать дальнейшему
профессиональному становлению молодого специалиста.).

•••. Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года).
.•• Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего
стажировку у своего более опытного коллеги, Т.е. они работают в
наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, род
воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т.Д. Вс
обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитате

оспитателя проходит
есте с группой детей
елями, помощником
возникшие вопросы
я.

~ По возможности начинающий педагог направляется на ту группу, де работает опытный
воспитатель, который может быть его наставником, дать необхо имые консультации,
продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т.д.

i- Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероп

и совместной

деятельности детей .
.L Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной п ложительной оценке
своего труда.
i,. Закрепление педагога - наставника за молодым специалистом.

**-

Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.
Взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.

2 стl(,пень - 2 -5- й год работы (развивающий)

- процесс развития проф ссиональных умений,
накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего
стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педаг г изучает опыт работы
коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональн е мастерство, посещая
открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты т.д. Все интересные
идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фик рует в «Творческой
тетради». На этом этапе старший воспитатель предлагает определить ме одическую тему, над
которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно ривлекается к показу
педагогических мероприятий на уровне детского сада.

5-6 й год работы (становления) - складывается система взаи оотношений с детьми,
родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряе в свою работу новые
технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение овых педагогических
методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освое ие приемов работы с
детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания
свое образование и
квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.
3 стl(,пень -

11

12

План наставничества

Планируемые мероприятия

J(g

,.,/11

рассматриваемые вопросы

тема

1.

Изучение
нормативноIпп.

3.

Срок
исполнения

•
•

~ fiЙ~hr

ООПДО

ФГОСДО
Закон об образовании

• Подборка методической литературы по 00 «Познавательное развитие»

Сентябрь,
октябрь
Ноябрь

• Собеседование по изученной методической литературе

3.

Непосредственная
образовательная
деятельность

4.

Работа с
родителями

5

Режимные
моменты

6.

Владение речью как
средством общения и
культуры; Развитие
речевого творчества
Развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической и

7

"тт

Посещение НОД коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт

~

Посещение наставником НОД с целью выявления профессиональных затруднений.

00 «Познавательное развитие»
Планирование и осуществление работы с родителями

''''

"'~ПН

J-'

Развитие звуковой и
интонационной
культуры речи,
фонематического слуха

Декабрь

1 раз в месяц

1 раз в месяц
в течении
Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное от НОД время
года
Февраль
Планирование и осуществление работы по овладению воспитанниками речью как средством общения и
культуры, развития их речевого творчества

•
•

,;-;.

V>VHv.av

~

Организация и проведение прогулки (все составляющие части)

Планирование и осуществление работы по развитию связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха.

Март

8

9

10

11

Знакомство с книжной
~
~
КУЛЬТУрОИ,детскои
литературой;
Обогащение активного
словаря
Формирование
звуковой аналитикосинтетической
активности как
предпосылки обучения
Досуги и
праздники
fIепосредственная
образовательная
деятельность

Планирование и осуществление работы по знакомству воспитанников с книжной культурой, детской
литературой, обогащению их активного словаря.

Апрель

Планирование и осуществление работы по формированию звуковой аналитико-синтетической
активности воспитанников как предпосылки обучения грамоте.

Май

Организация подготовки детей к праздникам, досугам и педагогическая позиция при проведении
праздников в ДОУ

В течение
года

"

Посещение fIОД коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт
Посещение наставником fIОД с целью выявления профессиональныхзатруднений.

14

1 раз в месяц
в течение
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».